Леонид Козлов. Поэты в творчестве художников

Журнал "Юный художник", № 6, 2015
The original article (pdf file)

Обложка журнала ЮНЫЙ ХУДОЖНИК

В нашей стране вот уже несколько лет отмечаются новые праздники, как и во многих других странах, заинтересованных в развитии культуры, в эстетическом воспитании общества. Эти праздники — Всемирный день писателя и День поэзии. Широко обсуждаются в СМИ и Интернете роль и место литераторов в жизни страны, падение гражданского статуса писателя в современной России, темы «Писатель и власть», «Писатель и образование», «Писатель и культура»...

В традициях Золотого и Серебряного веков отечественной литературы фигура писателя всегда была наравне с миссиями священника, учителя, философа. Писатель был непосредственным учителем жизни, духовным наставником широкой паствы читателей, а поэт — пророком, символом передовых идей общества. Ныне статус писателя заметно обветшал и понизился. По общему мнению, лавры и почести воздаются лицам сомнительным, а безоговорочно признанные «отцы духа» сегодня и вовсе наперечет. Слава Богу, история нашей литературы изобильна многими достойными именами и выдающимися произведениями прозы и поэзии. К ним, по счастью, не зарастает народная тропа.

Г. Животов. Портрет Марины Цветаевой. 2011
Г. Животов. Портрет Марины Цветаевой. 2011
М. Сюрина. Айна Ахматова, из серии «Мысли-облака». 2014
М. Сюрина. Айна Ахматова, из серии «Мысли-облака». 2014

Не остывает к великим и малым именам литературы и интерес художников. Да и куда мастерам кисти, карандаша и резца без литературы! Она всегда давала пищу и продолжает подпитывать графиков, живописцев, скульпторов. Рождаются новые циклы иллюстраций к произведениям классиков и современников, создаются станковые портреты творцов литературы, воздвигаются памяти и ки замечател ьн ы м поэтам, писателям и драматургам России, художники театра показывают на выставках свои новые эскизы к драматическим спектаклям.

Портреты поэтов и писателей — особый, обширнейший жанр в русском и советском искусстве. Если мы только возьмем за приблизительную точку отсчета портреты Пушкина работы Кипренского и Тропини- на, портрет Гоголя, литографированный Венециановым, карандашный набросок с юного Т.Шевченко, выполненный Брюлловым, прижизненные изображения Лермонтова, то в конце XIX - начале XX века мы просто утонем в изобилии портретных решений, посвященных творцам отечественной литературы. Назову только запомнившиеся: это «Лермонтов» кисти Н. Ульянова, «Иван Бунин», написанный Л. Туржанским, «Поэт В. Брюсов» С. Малютина, «Портрет М. Волошина» Б. Кустодиева, «Анна Ахматова», запечатленная А. Осмеркиным, «Портрет Демьяна Бедного», в котором ценен не сам герой, а авторская манера Л. Пастернака, лицо Велимира Хлебникова в графике А. Митурича...

А. Загряжская. Птица-Гамаюн. 2015
А. Загряжская. Птица-Гамаюн. 2015
И. Маркелова. Портрет М.Ю. Лермонтова. 2000
И. Маркелова. Портрет М.Ю. Лермонтова. 2000

Вообще, на любой выставке отыщется отчетливый след литературы. Он стал еще заметнее и ярче как раз на рубеже прошедшего Года культуры и наступившего Года литературы. Так, некоторое время назад в центре Москвы, в одном из самых популярных выставочных залов города, в «Колорите» по Садово-Каретной улице, открылась экспозиция, названием которой послужила знаменитая стихотворная строка Михаила Юрьевича Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой...». Это третий выставочный проект Творческого союза художников России, венчающий общий замысел литературы и посвященный ее бессмертным творцам.

На вернисаже состоялся живой разговор о самых дорогих литературных именах и произведениях. В своем вступительном слове президент Академии российской словесности Юрий Беляев - известный писатель, поэт, художник, также участвующий здесь своими живописными произведениями, сказал: «Русская культура вливается в нашу общую, евразийскую культуру, подобно Волге- матушке реке, и представляет одно из самых мощных, самобытных и ярких течений, проявлений культуры нашего материка».

Имена участников - украшение выставки. Это и зрелые мастера, и молодое творческое поколение. Особенно ценно то, что среди представленных работ мы видим графику народного художника России Геннадия Севостьянова, скульптуры Ираиды Маркеловой, произведения из наследия народного художника СССР, лауреата Ленинской премии Александра Кибальникова. Их нет среди нас, но коллеги, друзья и наследники прекрасных мастеров предоставили возможность зрителям любоваться вдохновением этих замечательных представителей изобразительного искусства.

Л. Козлов. Композиция «Лермонтов, гордость русской поэзии». 2010
Л. Козлов. Композиция «Лермонтов, гордость русской поэзии». 2010
А. Кретов-Даждь. «Белые ночи» Ф.М. Достоевского. 2000-е гг.
А. Кретов-Даждь. «Белые ночи» Ф.М. Достоевского. 2000-е гг.

На стене зала экспонировался станковый лист Севостьянова «Болдинская осень», исполненный им незадолго до кончины и посвященный светочу русской поэзии — Пушкину. Рядом — бюст Михаила Юрьевича Лермонтова работы скульптора Маркеловой. А Валентина Александровна Кибальникова, дочь выдающегося нашего ваятеля, «русского Родена», как величали Александра Павловича его коллеги по цеху и которого мы особенно знаем по фигурам Третьякова в Лаврушинском переулке у здания Третьяковской галереи и Маяковского на Триумфальной площади, показала зрителям миниатюрную копию Николая Чернышевского — памятника, установленного в Саратове на родине революционера-демократа, ученого, писателя, литературного критика. Примечательно, что монумент этот (в натуральную величину!) памятен многим на лестничном марше Академии художеств, словно подпирающий своды интерьера этого солиднейшего заведения российской культуры.

Сам замысел показать «Портрет Российской словесности», до этого уже дважды осуществленный, расширил число участников этой замечательной духовной акции. Более 30 ведущих художников и скульпторов проявили желание показать свои работы в данной экспозиции. Интерес к теме русской словесности возрастает. Созданы оригинальные и образные произведения под впечатлением «великого и могучего» нашего языка, его представителей — гениальных личностей отечественной литературы.

Перечисления работ участников, их фамилий и званий вряд ли подарят читателю то духовное напряжение, каким проникнута выставка. Ее надо было видеть непосредственно, тем более, что двери картинной галереи открыты на довольно долгий для подобных культурных мероприятий срок — целый месяц. И все же отметим особенно заметные на выставке произведения, получившие признание зрителей.

Художник Маргарита Сюрина, кстати, автор идеи проекта «Портрет Российской словесности», показала значительные по размеру и по неожиданности пластических решений полотна и графические листы, воплотившие черты целой плеяды представителей отечественной литературы — Блока, Булгакова, Ахматовой, Набокова и многих других. Цикл этот настолько независим, уникален и самостоятелен, что напрашивается в отдельную экспозицию, воспевающую Серебряный век литературы.

Скульптор Александр Рябичев выставил одну из ранних своих работ «Одиночество. Иосиф Бродский». Пластика его камерная, фигура небольшого размера: поэт стоит на булыжной мостовой перед угасшим столбом уличного фонаря, словно подчеркивающего вечное одиночество мятежного поэта, так и оставшегося одиноким за границей в результате своего вынужденного расставания с родной землей. Экспрессивен и предельно лаконичен образ Бродского в графическом листе Константина Малютина «Поэт».

К. Малютин. Поэт. Портрет Иосифа Бродского. 2014
К. Малютин. Поэт. Портрет Иосифа Бродского. 2014

Заслуженный художник Российской Федерации, график Валерий Рябовол в акварельном решении пушкинского портрета нашел смелость уйти от канонов привычного образа Александра Сергеевича, показав его углубленным и сосредоточенным на своих тревожных мыслях — такой визуальный образ, исполненный драматических чувств, более чем достоин уважения.

Художник Маргарита Юркова своим героем выбрала близкого нам современника, она знакомит нас с поэтом-фронтовиком Платоном Афанасьевым, а Елена Борзых выставила выразительное полотно «Старец Николай Гурьянов». Тем самым она открыла новую тему «Русская словесность и православие», развитую Александрой Загряжской в трех декоративных панно «Райские птицы» — «Птица Сирин», «Птица Гамаюн» и «Птица Алконост», что дало рождение еще одной идеи — темы «Славянское древо русского слова». Работы эти отличает яркая декоративность, фольклорная условность, красота орнаментальной пластики.

М. Юркова. Верлибр. Поэт, ветеран Великой Отечественной войны Платон Афанасьев. 1994 - 2014
М. Юркова. Верлибр. Поэт, ветеран Великой Отечественной войны Платон Афанасьев. 1994 - 2014

Список активных и неравнодушных участников выставки немного продолжу. Елена Строева показала графические листы к стихам Юнны Мориц. Анатолий Кретов-Даждь, увлеченный труженик одной большой темы, представил иллюстрации к «Белым ночам» и «Бедным людям» Федора Достоевского, филигранность и образность этой работы безусловны. Не преминули выставиться председатель секции «Религиозного искусства», вице-президент ТСХР, заслуженный художник РФ, иконописец Николай Чибисов, а также заслуженные художники России Анатолий Смоленков и Геннадий Животов. Эти работы красиво смотрятся рядом с полотнами представительницы традиционной московской школы живописи Татьяны Гореловой.

Закончить этот небольшой отчет-впечатление от увиденного хотелось бы высказыванием пресс-релиза, освещавшего работу открытия выставки: «В очередной раз подтверждается мысль, что настоящее искусство не боится разнообразия стилистик, не признавая лишь формализм и дилетантство». Год литературы продолжается в творчестве московских художников.

Back to Publications about exhibitions