Lyudmila Kandalova. COLOUR OVER THE TIME

Magazine “Nasha Mebel” (the Our Furniture), 12/1, 03/04, December/January
The original article (pdf file)

Так называлась большая персональная выставка Маргариты Сюриной, состоявшаяся во Франции в 1996 году.

Гонфлёр. Х/акр/м.. 50x70.1996
Гонфлёр. Х/акр/м.. 50x70.1996

Маргарита Сюрина работает в разных жанрах — натюрморт, пейзаж, виды городов, жанровые композиции. В работах Маргариты сочетается яркое впечатление от натуры, преобразованное воображением, детализация фрагментов, внимательное всматривание в объект, некоторая театрализация действительности.

Стилистика художницы сложилась в 1992 году — во время поездки по Франции, явившейся венцом творческих поисков Маргариты. А началось все в Крыму, в мастерской заслуженной художницы Украины В. П, Цветковой, которая открыла талант десятилетней девочки и посоветовала учиться живописи. Потом была Московская художественная школа и Суриковский институт, мастерская Т.Салахова, в которой постигались тайны творчества.

Авьон. На канале. Х/акр/м., 30x50.2000
Авьон. На канале. Х/акр/м., 30x50.2000

Во время учебы Маргарита писала портреты своих ровесников (кстати, диплом у нее был — семейный портрет, представляющий собой многофигурную композицию в интерьере), натурные пейзажи, цветы, фольклорные жанровые композиции. Тогда же пришло увлечение музыкой, сохранившееся на всю жизнь. Маргарита создала серию картин, посвященных М.П. Мусоргскому, вдохновившись музыкой «Хованщины». Недавно появились натюрморты «Соло для контрабаса», «Гранат и скрипка», отражающие любовь к духовному миру музыки. Кстати, одна из таких композиций находится в собрании Андрея Эшпая.

Двадцать минут первого. Х/акр/м., 70x90,2001
Двадцать минут первого. Х/акр/м., 70x90,2001

Учеба в институте сопровождалась стилистическими поисками: с одной стороны — это экспрессивность, широта и пастозность письма, с другой — особая тщательность проработки деталей, мозаичная ювелирная скрупулезность живописи. Поиски завершились в 1992-1996 годах поездкой в Нормандию. Так появились циклы «Виды Нормандии», «Замки Луары» — работы «Дом в Нормандии. Гномы», «Гон- флёр», «Старая карета». «Клу-люс. Леонардо», «Шамбур. Призраки».

«Раньше я искала свою неповторимую тему для живописи, — говорит Маргарита Сюрина, — индивидуальный художественный почерк. Теперь я ищу всего лишь время, чтобы сделать то, что мне интересно. Меня волнует жизнь в своих полутонах, мне нравится осязать фактуру предметов и пространства и отгадывать загадки самых обыденных и привычных образов».

Фужер. Старая крепость. Х/акр/м., 40x50. 1999
Фужер. Старая крепость. Х/акр/м., 40x50. 1999

Натюрморты художницы последних лет отмечены проникновением в сокровенную суть предметов. В натюрмортах «Двадцать минут первого», «Осень. Плоды», «Восточный натюрморт» просматривается интерес к фактуре, особая осязаемость предметов, детализированность письма, символизм, когда через предметный мир можно говорить о многом. Особое внимание художница обращает на неожиданное соседство предметов, не встречающихся в жизни и соединенных прихотливой фантазией автора, их особое музыкальное звучание. Для Маргариты предметы в натюрмортах одушевлены, она пытается передать живые образы, портреты предметов. Для автора важно ощущение времени в натюрморте. Человек недолговечен в этом мире, в одном из псалмов Давида сказано: «Человек подобен дуновению, дни его как уклоняющаяся тень». Жизнь человека мимолетна, и она продолжается в предмете. Маргарита одухотворяет предметы, подчеркивая их единичность. Индивидуальное бытие, хранящее отпечаток жизни и миросозерцание их владельцев.

Гранат и скрипка. Х/м, 80x60. 2002
Гранат и скрипка. Х/м, 80x60. 2002
Осень. Плоды. Х/м, 100x80. 2001
Осень. Плоды. Х/м, 100x80. 2001

Каждой вещи в натюрмортах Сюриной присуще свое чувство, настроение, общая психологическая атмосфера и, конечно, свой глубинный внутренний смысл, часто символический. Тыква становится символом плодородия и женского начала, скрипка олицетворяет весь духовный мир музыки. С каждым предметом связана способность срастаться со свойствами людей и становиться устойчивой и осмысленной формой их существования. Что ни предмет, то особый выход человека вовне: в природу или в искусство, в пространство или в мысль, в движение или в покой, в созерцание или в творчество. Входя в ближайшее окружение человека, предметы ведут за собой далекие смыслы, связывают нас с целостной системой культуры, с ее традициями и возможностями.

В своем творчестве М. Сюрина стремится синтезировать далекое и близкое в культуре. В натюрмортах художницы открываются не только горизонты искусства, но и определенный духовный опыт. В каждом полотне идеально выписанные детали, эмоциональная выразительность создают впечатление особой глубины. Предметы, преодолевая свое реальное значение, приобретают особое смысловое звучание, вступая между собой в тончайшие. образные, ассоциативные связи. Рождается своеобразный загадочный мир вещей — в них и ослепительная тайна, и благородное поэтическое чувство.

Пейзажи Маргариты — городские виды, замки, виды Нормандии — показывают нам особую поэтичность и декоративизм. Эти картины лишены событий, в них главное — не действие, а словно вечно длящееся состояние. Пейзажи проникнуты тихой и мечтательной поэзией, символикой. Они как бы нематериальны, овеяны ароматом старины и являются ожившим видением. Это художественно выраженная грусть о былом. Это особый мир мечты, какого-то поэтически пленительного существования. На первый взгляд реальные пейзажи представлены в символическом истолковании, которое достигается передачей настроения и определенной живописной трактовкой, где ритму сочетания форм и цветовых пятен отводится решающая роль. В своих пейзажах М. Сюрина стремится к передаче идеального мира мечты и гармонии, наполненного большим внутренним содержанием, обогащенным духовной утонченностью и благородством.

Васильки. Х/акр/м.. 30x90. 1994
Васильки. Х/акр/м.. 30x90. 1994

Помимо натюрмортов и пейзажей Маргарита пишет нежные лирические букеты цветов. Один из таких букетов — «Васильки» — находится в собрании Виктории Токаревой.

Со студенческих лет Маргарита участвует в коллективных выставках в России и за рубежом. С 1992 по 1996 гг. состоялись три персональные выставки во Франции: в Париже. Нормандии, Па-де-Кале. В Москве художница выставляется в ЦДХ, Манеже, галерее искусства «Дом Ф Шаляпина». А еще Маргарита увлекается фотографией, создавая композиции с поэтическими портретами деревьев различных времен года, выражающие элегическое настроение. В 2001 году ею был создан открытый Арт-проект «деревья».

Маргарита Сюрина еще очень молода и впереди у нее долгие-долгие годы творчества, ибо ее предназначение — дарить людям красоту и радость.

В следующем году состоится большая персональная выставка художницы в Москве.

Back to Publications about the artist Margarita Siourina