Lyudmila Kandalova. MARGARITA SIOURINA. LANDSCAPE WITHOUT A HERO

Magazine “ArtCouncil. Khudozhesvenniy Sovet”, 1(65) 2009
The original article (pdf file)

Пейзажи Маргариты Сюриной - городские и сельские виды, замки Нормандии - показывают нам особую поэтичность и декоративность видения автора. Они лишены событий, главное здесь - не действие, а вечно неисчерпаемое состояние природы. Основа пейзажей - спокойные моменты бытия. Композиция произведений Маргариты часто фронтальна. Художник, чтобы сохранить плоскость холста, как правило, избегает перспективных построений в глубину, в трёхмерное пространство.

М. Сюрина. Улица старой Ялты. 1988
М. Сюрина. Улица старой Ялты. 1988.
Картон, масло. 40x50
М. Сюрина. Осень. Тыква. 2001
М. Сюрина. Осень. Тыква. 2001.
Холст, масло. 100x80

В 2008 году в выставочном зале «Выхино» состоялась выставка творчества Маргариты Сюриной совместно с фотографиями Валерия Родина под названием «Пейзаж без героя». Художники отдали приоритет среде, пространству, а героем стал зритель.

Интрига заключалась в том, чтобы зритель сам искал героя, поскольку уже в названии выставки концептуально была заложена задача поиска героя.

М. Сюрина. Ветка лесного гладиолуса. 2008
М. Сюрина. Ветка лесного гладиолуса. 2008.
Холст, масло. 25x45
М. Сюрина. Натюрморт с грузинскими кувшинами. 2005
М. Сюрина. Натюрморт с грузинскими кувшинами. 2005.
Холст, масло. 65x95

Зритель погружается в среду, он медитирует, чувствует текущий момент сегодняшнего дня и в то же время может свободно перемещаться в прошлое и будущее.

В созерцательных пейзажах М. Сюриной почти нет персонажей, в фотографиях В. Родина присутствуют люди, но они не смотрятся героями - это просто элементы композиции, как будто это части большой мозаики. Героем произведения может стать что угодно - бабочка, тень на тротуаре или просто камень. Героизма, гротеска, преувеличения смыслов художники избегают.

М. Сюрина. Сирень. 2006
М. Сюрина. Сирень. 2006.
Холст, масло. 70x80
М. Сюрина. Три хризантемы. 2005
М. Сюрина. Три хризантемы. 2005.
Холст, акрил, масло. 50x70

Выставка «Пейзаж без героя» имеет ещё и социальный аспект, поскольку сегодняшняя действительность - это жизнь в безвременье и без героя. Нет героизма 1920-х годов, когда создавалось новое искусство, нет романтизма строек 1930-х, преодоления военных испытаний 1940-х годов.

М. Сюрина. Весна в Крыму. 1986
М. Сюрина. Весна в Крыму. 1986.
Холст, масло. 50x35
М. Сюрина. Ирисы. 2004
М. Сюрина. Ирисы. 2004.
Холст, масло. 80x80

Интересна техника художника, включающая два направления: живопись в стиле алла-прима, - натурные вещи: пейзажи или цветы, работы, построенные на экспрессии, написанные в один сеанс и передающие определённое настроение; второе направление включает картины на холсте маслом с добавлением акрила или живопись маслом с добавлением различных лаков. Основная идея такого подхода - дать максимальную свободу движению краски. Эффект игры рисунка и свободного перетекания цвета - основной интерес художника. За счёт звучания разных слоёв блестящей, глянцевой поверхности живописи получается впечатление керамики или майолики.

М. Сюрина. Авьон. На канале. 2001
М. Сюрина. Авьон. На канале. 2001.
Холст, акрил, масло. 30x50

Пейзажи Маргариты Сюриной - своеобразное окно в мир созерцания и медитации. Через фрагмент или элемент пейзажа можно увидеть всё мирозданье. Творческий метод художника базируется на триаде «элемент-мотив-синтез». Она идёт от частного к общему. Точкой отсчёта служит элемент-знак, несущий точное семантическое значение. Из этих элементов организуются мотивы, из ряда ландшафтных мотивов создаётся пейзаж.

Живопись для Маргариты Сюриной - это освобождение сознания от суетности бытия, магическое очищение личности для восприятия и переживания красоты.

М. Сюрина. Автопортрет

Маргарита Сюрина

Член ТСХР с 1 999 года, член МФХ с 2001 года.
В 1987 году окончила МСХШ им. Томского, а в 1994 году - МГАХИ им. В. И. Сурикова (мастерская Т. Салакова). Участница московских и международных выставок с 1988 года, в том числе персональных выставок во Франции.
В 2008 году прошли 3 персональные выставки в Москве. С 2001 года состоит в творческом объединении «Спектр». Сотрудничает с музеями, галереями и выставочными залами Москвы (ЦДХ, музей Скрябина, галерея «Арт- люкс», Дом Ф. Шаляпина и другими).
Автор арт-проекта «Деревья» (2001).
Произведения М. Сюриной находятся в галереях, муниципальных и частных коллекциях Франции, в частных собраниях России, США, Швейцарии и Швеции.

Back to Publications about the artist Margarita Siourina