Маргарита Сюрина. Художественный проект «Проект Российской Словесности»

Журнал "Русская галерея - XXI век", № 1, 2016
The original article (pdf file)

Маргарита Сюрина

Идея художественного проекта «Портрет российской словесности» родилась в 2013 г. в Саратове, на берегу Волги, когда наша творческая группа уже открыла три выставки «ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА» в саратовских музеях; то был большой выставочный проект, посвященный столетию выдающегося отечественного скульптора, народного художника СССР Александра Павловича Кибальникова. И как только появилась у меня свободная минута - тотчас я отправилась на берег Волги с альбомом и тушью - делать зарисовки. Я сидела в камышах и рисовала, когда вдруг прямо на моих глазах из ровной гряды облаков над горизонтом стало формироваться и расти огромное облако. Облако ринулось вверх, величественно вздымаясь над всею летучей грядой, оно клубилось и меняло очертания, превратившись, наконец, в монументальный портрет. И я моментально подумала, что это облако похоже на Льва Николаевича Толстого...

М. Сюрина. Портрет Анны Ахматовой. 2014
М. Сюрина. Портрет Анны Ахматовой. 2014.
Б., тушь, акрил. 70x50. Из собрания журнала «Русская галерея - XXI век»

В 2013 г. для выставок в Саратове я нарисовала уже графические портреты Николая Чернышевского, Михаила Булгакова и Владимира Маяковского, меня все больше захватывала идея создания портретной галереи отечественных литераторов. И вот, при виде облака Льва Толстого, я окончательно решила, что буду работать в эту тему и показывать выставки, посвященные русской словесности. Оставалось только решить - выставляться персонально или же группой. Персонально - это, конечно, заманчиво - лавры, литавры...

Зрители на открытии выставки «Портрет российской словесности», 30 июля 2015 г.
Зрители на открытии выставки «Портрет российской словесности», 30 июля 2015 г.,
Дом-музей Марины Цветаевой
Слева: живопись Маргариты Сюриной, справа: скульптура и живопись Маргариты Юрковой
Слева: живопись Маргариты Сюриной,
справа: скульптура и живопись Маргариты Юрковой

Но огромное число отечественных художников десятилетиями работают в теме русской литературы, в первую очередь в книжной графике, но и не только: известно множество работ в станковой живописи и графике, в скульптуре камерной и монументальной - от статуэток до городских памятников. И каждый художник имеет свои предпочтения и пристрастия, как и каждый читатель. Потому одни в восторге от поэзии Сергея Есенина, но терпеть не могут стихи Владимира Маяковского; а другие обожают Маяковского, но равнодушны к Есенину. Художник, посвятивший все свое творчество гению Федора Михайловича Достоевского, едва ли успеет (или захочет) уделить частицу времени гению Льва Николаевича Толстого. Но русская литература вмещает в себя одновременно этих двух гениев, великих современников, ни разу не встретившихся в своей земной жизни. Русская литература - всеобъемлюща. Она вмещает в себя все, ей внятно все, каждый сумеет найти в ней то, что особенно близко и дорого именно его сердцу, что созвучно именно его мировоззрению и согласно с его ходом мыслей. И потому непозволительно терять или же изымать из бесценной короны российской словесности ни одно звено: от поэзии Пушкина до поэзии Чичибабина, от сказов Бажова до сказок Чарской. Истинный, психологически точный и характерный портрет российской словесности - именно так, в единственном числе, - можно сложить только из множества ликов и лиц деятелей отечественной словесности. Как в живописи - тона холодные и теплые, цвета дополнительные и контрастные, от света к тени, от локальности к полутонам и рефлексам. И каждый мазок здесь имеет значение, и должен быть зрительный и композиционный центр, и должны быть некоторые пустоты в тенях; и тогда из разрозненных мазков складывается целостное впечатление, из крохотных кусочков смальты возникаем мозаичное и многоцветное монументальное произведение...

М. Сюрина. Мысли-облака. Марина Цветаева. 2014
М. Сюрина. Мысли-облака. Марина Цветаева. 2014.
Б., картон, тушь, акрил. 100x70. Из собрания журнала «Русская галерея - XXI век»

Тогда я решила, что выставки, посвященные русской литературе непременно должны быть групповыми. И обратилась за поддержкой к художникам. Это очень важно - чтобы твою идею поддержали. Причем особое значение имеет, кто именно поддержит идею, - какого профессионального и личного качества люди и творцы. Я обратилась именно к тем художникам, с кем мы сотрудничали уже в течение двух лет, работая в выставочном проекте к юбилею Александра Кибальникова. К высоким профессионалам и признанным мастерам: Константину Худякову, Геннадию Животову, Татьяне Гореловой, Александру Рябичеву, Степану Мокроусову. Идею художественного проекта «Портрет российской словесности» поддержали замечательные, выдающиеся художники современности.

Живописные и скульптурные работы Маргариты Юрковой
Живописные и скульптурные работы Маргариты Юрковой

30 июля 2014 г. художественный проект «Портрет российской словесности» был впервые открыт в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве, в течение осеннего сезона 2014 г. в наших экспозициях представили свои произведения сорок московских художников. Скульпторы и плакатисты, живописцы и графики, фотографы и мастера цифрового искусства. От широко известных и состоявшихся художников до студентов художественных институтов, от иконописцев до авангардистов - все вдохновляются образами отечественной словесности. На наших выставках непременно показывается творческое наследие выдающихся предшественников, в сезоне 20 - 2015 гг. в экспозициях проекта «Портрет российской словесности» участвовали произведения народного художника СССР, скульптора Александра Кибальникова и живопись народного художника России Геннадия Севастьянова.

М. Сюрина. Мысли-облака. Портрет В.В. Маяковского. 2014
М. Сюрина. Мысли-облака. Портрет В.В. Маяковского. 2014.
X., м. 120x10
М. Сюрина. Мысли-облака. Портрет М.Ю. Лермонтова. 2014
М. Сюрина. Мысли-облака. Портрет М.Ю. Лермонтова. 2014.
X., м. 120x100

В этом и заключается смысл проведения подобных выставок -никаких стилистических ограничений. Требований только два: профессионализм и любовь к русской словесности. И тогда в одном зале зритель может увидеть одновременно несколько портретов Лермонтова или же Маяковского, Ахматовой или Цветаевой, выполненных в разных техниках и представителями разных направлений и разных поколений художников. И тогда зритель, входящий в выставочный зал, моментально чувствует - здесь есть нечто очень большое и важное, нечто такое, что гораздо выше и важнее стильности и принадлежности авторов к определенной художественной, философской, даже политической школе. Но что же это - столь объединяющее всех нас, таких разных противоречивых, суетных и даже мелочных порою? Вероятно, каждый интеллигентный человек, который вовсе не обязан (по Солженицыну) быть идиотом, ответит - мы все говорим на одном языке. Да что уж там говорим, мы все на этом языке мыслим и чувствуем. Поэтому каждый из нас по сей день едва ли станет обращаться к Господу Богу по-китайски и вряд ли скажет любимому человеку в момент глубокой близости «I love you» или «Je t'aime». Потому что это было бы пошло.

Скульптура «Страдание», автор Алексей Лоптев, «Андрей Битов - конец века», автор К.В. Худяков, «Осенняя элегия», автор Т.В. Горелова, скульптура «Деревенская идиллия», автор А.Д. Рябичев
Скульптура «Страдание», автор Алексей Лоптев,
«Андрей Битов - конец века», автор К.В. Худяков,
«Осенняя элегия», автор Т.В. Горелова,
скульптура «Деревенская идиллия», автор А.Д. Рябичев

Скульптура «Непокоренный», автор А.П. Кибальников,
«Портрет Юрия Бондарева», автор Г.Н. Животов,
«Константин Станиславский - начало века», автор К.В. Худяков

В год русской литературы (2015) художественный проект «Портрет российской словесности» представил на суд зрителей теметическую выставку «ВОЙНА И МИР». С 30 июля по 31 августа экспозиция была представлена в Доме-музее Марины Цветаевой, в сентябре мы переехали на улицу Малая Дмитровка в выставочный зал «Колорит», а в октябре показали выставку в Творческой мастерской Рябичевых на Светлом Проезде. В экспозиции 2015 г. мы обратили наши взоры от истории к современности - от смутного времени XVII века в России до сегодняшнего дня. Посвящая выставки 2015 г. гению Льва Николаевича Толстого, наши авторы предложили вниманию зрителя не просто иллюстрации к литературным произведениям, но в большей степени философское и художественное осмысление понятий войны и мира в отечественной литературе и истории. Метафизика борьбы светлых и темных сил была представлена широко - от иконописных ликов до лермонтовского демона. И, конечно же, ни одна наша выставка не обходится без портретов выдающихся писателей и поэтов отечественной литературы прошлого и современности. Это основная, без всякого преувеличения - грандиозная тема, дающая бесконечные возможности как для работы над историческим портретом, так и для создания портретов наших современников, всех тех людей, кто и сегодня является опорой нашей отечественной духовности.

М. Сюрина. Портрет Владимира Набокова. 2014
М. Сюрина. Портрет Владимира Набокова. 2014.
Б., тушь, акрил. 70x50
М. Сюрина. Портрет Александра Блока. 2014
М. Сюрина. Портрет Александра Блока. 2014.
Б., тушь, акрил. 70x50

Ежегодный художественный проект «Портрет российской словесности» представит в наступившем 2016 г. новые экспозиции, посвященные русской литературе. Мы откроем традиционно наш новый сезон 30 июля 2016 г. выставкой «Русская литература и Крым» в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве. На выставке будут показаны работы, отражающие глубокую внутреннюю связь полуострова Крым и русской литературно-художественной среды, от известных всем и каждому параллелей: Пушкин и Гурзуф, Чехов и Ялта, Толстой и Гаспра, Волошин и Коктебель; до малоизвестных фактов истории и литературы, как, например, графический лист Маргариты Сюриной «Тайное появление Лермонтова в Крыму», посвященный литературной мистификации Вяземского. В этом году мы откажемся от выставок передвижных, с переездом экспозиции из одного выставочного зала в другой; но предложим зрителю несколько разных тематических выставок в осенний сезон 2016 г.

Гости вернисажа выставки «Портрет российской словесности» писатель Ю.М. Поляков с супругой, участник выставки заслуженный художник Г.В. Животов на фоне работы «Портрет Юрия Полякова», автор Г.В. Животов
Гости вернисажа выставки «Портрет российской словесности» писатель Ю.М. Поляков с супругой, участник выставки заслуженный художник Г.В. Животов на фоне работы «Портрет Юрия Полякова», автор Г.В. Животов

М. Сюрина. Портрет Владимира Маяковского. 2013
М. Сюрина. Портрет Владимира Маяковского. 2013.
Б., тушь, акрил. 70x50. Из собрания журнала «Русская галерея - XXI век»
М. Сюрина. Портрет Сергея Есенина. 2014
М. Сюрина. Портрет Сергея Есенина. 2014.
Б., тушь, акрил. 70x50. Из собрания журнала «Русская галерея - XXI век»

Великая русская литература, лики и лица которой представлены на каждой выставке художественного проекта «Портрет российской словесности», всегда касается самой сути нашей отечественной духовности. И все без исключения художники проекта говорят со зрителем именно об этом. Ведь поэт в России - непременно больше, чем поэт. А художник, пусть и плененный временем, навсегда остается заложником вечности.

Маргарита Сюрина.
автор идеи проекта, художник

Вернуться к «Публицистика Маргариты Сюриной»