Маргарита Сюрина. Художественный проект «Проект Российской Словесности»

Журнал ПОэтов ДООС "Астероид Таврида", №4(70) 2016
The original article (pdf file)

Обложка журнала ЛиФФт

Гостиная журнала ЛиФФт

Маргарита Сюрина – художник. Член Творческого Союза Художников России

Маргарита Сюрина – художник. Член Творческого Союза Художников России

Идея художественного проекта «Портрет Российской Словесности» родилась в моей голове в 2013 году на берегу Волги неподалеку от Саратова, когда я сидела в камышах на берегу великой реки и рисовала, при виде огромного облака - вырвавшегося неожиданно ввысь из ровной гряды облаков и принявшего вдруг очертания лица Льва Николаевича Толстого...

И, может быть, что облако это было похоже на кого- то другого, ведь бородатых старцев так много в нашей истории; может быть, что это облако было вовсе и не из нашей истории, ведь облака даются нам свыше; но я отчего-то моментально решила, что именно Лев Толстой возник тут передо мною в небе над Волгой. Как удивительно и неразрывно связаны в русском мышлении словесные и зрительные образы! И как загадочно и неожиданно образы словесные формируют наше мирови- дение? И вот тогда я задумала показывать выставки именно об этом - о глубоком взаимодействии словесных и зрительных форм, при непременном участии в этих выставках и современных отечественных художников, и современных отечественных поэтов.

Маргарита Сюрина. Художественный проект «Проект Российской Словесности»Маргарита Сюрина. Художественный проект «Проект Российской Словесности»

Ежегодный художественный проект «Портрет Российской Словесности» был начат в 2014 году, когда впервые творческая группа художников и поэтов представила выставку в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве, сразу же получившую высокую оценку специалистов. Каждый год наш проект представ ляет несколько тематических выставок о русской литературе, в 2016 году мы открыли сезон двумя параллельными экспозициями «Русская литература и Крым» в Доме-музее Марины Цветаевой и в Музее-центре «Преодоление» имени Н.А. Островского в Москве.

Русская литература и культура сплетаются с историей Таврической губернии в тугой корабельный канат - пропитанный солью Чёрного моря, выгоревший добела под палящими лучами южного Солнца и впитавший в себя весь песок и ракушечник древних культур крымской земли. От некогда скакавших вТаврическихстепяхдревнихскифов - к амазонкам и кентаврам, мифам Эллады с путешествием Аргонавтов; к загадочным таврам и феодорийцам - язычникам, поклонявшихся Быку и Деве; к древнему христианству из уст Святого Апостола Андрея Первозванного и крещению Равноапостольного князя Владимира в древнем Херсонесе.

Проникнуть в самую суть Таврической культуры, вскрыть глубинные истоки словотворчества и образотворчества крымской земли - вот непростая задача, которая была поставлена перед каждым художником - участником выставки «Русская литература и Крым». Поэзия и живописность Таврических земель вдохновляла и продолжает вдохновлять и сегодня целые поколения художников и поэтов: от классиков отечественной литературы до наших современников; от академической живописи Ивана Айвазовского до вдохновенного импрессионизма Константина Коровина, от реализма Михаила Нестерова до футуризма Аристарха Лентулова.

Здесь, в Алупке, Александр Сергеевич Пушкин получил в подарок от графини Елизаветы Кса- верьевны Воронцовой древний сердоликовый караимский перстень - воспетый самим поэтом знаменитый талисман, оберегавший его до последних дней. Здесь он посетил Бахчисарай и, почувствовав вдруг нечто, - восхитился этим загадочным чем-то, и сумел передать в слове это восхитительное и колоритное что-то, и положил две розы в одну из чаш Бахчисарайского фонтана - чем и обеспечил на века паломничество к этому скульптурному памятнику.

Здесь Лев Николаевич Толстой во многом сформировал свое творческое видение - от увиденных страшных картин войны во время обороны Севастополя («Севастопольские рассказы») до гениального философского осмысления этой темы в романе «Война и мир». Лев Толстой гостил у графини Софьи Паниной и в последние годы своей жизни - тяжело больной русский гений приехал в Гаспру осенью 1901 года, где провел девять месяцев и несколько раз был при смерти - и в Ялту шли бесконечные телеграммы из всех стран мира: «Что Толстой?..» Именно здесь, у подножия апостольской крымской вершины Ай-Петри (Святого Петра) он и написал тогда своё знаменитое письмо Государю-императору, начинавшееся словами апостольского послания: «Любезный брат мой...»

Здесь юный и неизвестный поэт Сирин ловил на склонах редких бабочек и влюблялся в тенистых аллеях и ходил пешком с Южного Берега Крыма к древнему пещерному городу караимов Чуфут-Кале неподалёку от Бахчисарая, запросто останавливаясь на ночлег в уютных татарских деревнях. Владимир Набоков был здесь совсем юным и навсегда покинул Россию, отчалив от крымских берегов на судне «Надежда» 15 апреля 1919 года. Был он здесь недолго, но написал поэму «Крым» (1920) удивительно тонкую и точную по колориту, замечательный цикл ранних стихов о Крыме и каждый читатель, знакомый с творчеством гениального писателя, найдет отголоски крымских образов в творчестве Набокова - от рассказа «Машенька» до романов «Пнин» и «Другие берега».

Александр Грин создавал здесь свой романтически-возвышенный мир, сотканный из ветра, волн и парусов, а Осип Мандельштам, грустное и даже страшное стихотворение «Старый Крым» и критические статьи о превратном толковании в документальном советском кинематографе роли крымско- татарского народа в истории полуострова.

Максимилиан Волошин построил здесь дом, ставший не только удивительно творческим, но и спасительным местом для многих людей отечественной культуры в лихие времена, увлеченно и преданно писал Крым словом и кистью. Здесь, в Коктебеле у Макса Волошина, познакомились Марина Цветаева и Сергей Эфрон; здесь же придумал Волошин загадочную Черубину де Габриак, а в итоге стрелялся в столице с Николаем Гумилёвым...

Традиционно в отечественном литературоведении считается, что Михаил Юрьевич Лермонтов никогда не был в Крыму; однако же, существует литературная мистификация Павла Петровича Вяземского, опубликованная им в 1887 году в журнале «Русский архив» - письма французской поэтессы Адель Омер де Гелль. Согласно этому источнику, Лермонтов и Адель посетили имение Нарышкиных-Шуваловых в Мисхоре в 1840 году, где поэт написал стихотворное посвящение Адель на французском в знаменитом парке «Софиевка» под... березой. Береза в парке действительно росла, «Письма Адель» были написаны столь убедительно - с подробным описанием Симеиза, Алупки, Мисхора, - что современники приняли публикацию за чистую правду. В 1930-х годах «мисхорский миф» был развенчан, однако уже 1980-х годах рассматривается обоснованность мистификации Вяземского, в частности, биограф Лермонтова Эмма Герштейн высказывается о косвенных свидетельствах (письмах, дневниках) тайного появления Михаила Лермонтова в Мисхоре.

Так или иначе - захватывающих сюжетов и ярких образов на выставках «Русская литература и Крым» проекта «Портрет Российской Словесности» в московских литературных музеях было предостаточно. И каждый мог найти на выставках то, что дорого именно его сердцу и ассоциируется в первую очередь с Крымом: от традиционных пейзажей морского побережья до широкой панорамы Горного Крыма с холма Чуфут-Кале, от общеизвестных фактов из истории русской литературы до событии малоизученных. Вплоть до наших дней - когда в экспозиции предстали наши современники поэты, писатели и философы ДООС-цы, постоянные участники художественного проекта «Портрет Российской Словесности» с самой первой выставки: поэты Константин Кедров, Елена Кацюба и Маргарита Аль.

Маргарита Сюрина. Художественный проект «Проект Российской Словесности»

Серия графических листов «Только светом пишу» родилась из замечательного стихотворения Константина Александровича Кедрова. Когда я прочла его строки, тотчас зримо увидела в них технику исполнения портретов - рисование простым карандашом по чёрной бумаге, когда черный графит на чёрном листе вдруг отражает свет - и становится ослепительно белым, отливая то золотом, то серебром, в зависимости от угла падения света. Так были выполнены листы «Ещё ищи» - портрет Маргариты Аль, «Кедров среди кедров» - портрет Константина Кедрова, «Буква «И» с точкой» - портрет Елены Кацюбы.

Свет и тени давно потеряли друг друга
Все законы нарушив только светом пишу
Только светом а всё остальное натуга
Только светом им начал и им завершу
Константин Кедров

Маргарита Сюрина. Художественный проект «Проект Российской Словесности»

Первоначально же идея создать портреты этих поэтов пришла ко мне из созвучий стиха Маргариты Аль «Ищи», прочитанного ею на нашей выставке в 2015 году, когда из звуков и слов возник зрительный образ прибоя - набегающей и вновь уходящей волны:

ищи ищу ещё ищи ещё ищу ещё ищу
ещё ищу ещё ищу ещё ищу ещё ищу
невидимое станет видимым

Именно в этом и состоит смысл проекта «Портрет Российской Словесности»: в зримом сотворчестве современных поэтов и художников, мастеров слова и кисти, в поиске новых необычных форм воплощения и создании современного единого пространства зрительных и словесных образов. На сегодняшний день у нас много новых совместных проектов с поэтами литературного объединения ЛООС, а теперь уже - и с участниками фестиваля ЛИФФТ. Мы проводим авторские поэтические вечера, концерты; мастер-классы «Рисуем портрет поэта», когда современный художник рисует позирующего ему современного поэта; нами задумано несколько тематических рукотворных книг, где каждая страница создается в паре художник+поэт, но известной аналогии с рукотворными футуристическими книгами начала двадцатого века, когда книга становится арт-объектом и каждый лист в ней имеет музейную ценность.

В ноябре и декабре 2016 года художественный проект «Портрет Российской Словесности» представит в московских литературных музеях выставки «История государства российского в лицах», посвященные 250-летию Николая Михайловича Карамзина. Тема благодатна как для участников-художников, гак и для участников-поэтов и писателей. От портретного ряда деятелей культуры, литературы и искусства до портретного ряда облеченных властью правителей или же закоренелых бунтарей; от древних времен славян-язычников до наших современных достижений или же неурядиц. Мы приглашаем к участию художников, литераторов, всех творчески мыслящих людей России - мы всегда открыты для новых идей и встреч с яркими людьми. В ноябре и декабре будут непременно мастер-классы известных российских художников, будут авторские вечера поэтов и писателей России, и, возможно, что один из этих вечеров - будет именно Ваш...

Back to "Margarita Siourina's magazine articles"