Nonna Christy. KNOW THEM BY THEIR FRUIT, the Arts Gallery of Feodor Shalyapin Memorial Museum

The “Nash Izograph”, # 4, April 2002
The original article (jpg file)

Дом — музей Ф. И. Шаляпина... Исполнен достоинства и дышит благородным изяществом и стариной. Всякий раз. когда подходишь к нему, ждешь, что вот-вот произойдет что-то достопамятное (вдруг повстречаешь Федора Ивановича). И еще долго витаешь в неясных, но таких восхитительных грезах о прошедшем времени.

Воскресение... В этот день на излете зимы (24 февраля) в галерее искусства «Дом Ф. И. Шаляпина» праздник — выставка художников, работы которых, как сказано в пресс-релизе, обнажают «корни» каждого автора и намекают на общую «традицию» в способности слышать течение времени сквозь предметы и явления жизни.

В чем феномен праздника — выставки? В том, что ты можешь совершить путешествие в душу художника.

Какой тайной владеют художники, какой глубокий смысл скрывают их работы — попробуем разгадать.

Художники, а их пятеро: М, Звягинцева, Л. Северина, В. Агранат, Е. Строева, М. Сюрина, как сказал в своем выступлении на открытии выставки вице-президент Творческого Союза художников России, Президент Московского объединения Алексей Кириллович Дорменко «несмотря на то, что каждый из них глубоко индивидуален, неповторим, соединили в своем творчестве традиции русского реализма, безмерную гармонию, мудрость философского осмысления мира и праздник пейзажа и натюрморта импрессионистов.

Выставка очень органично вписалась в интерьер старинного особняка и приобрела музыкальное звучание.

Главное же — сложилась творческая группа, которая, надеюсь, еще не раз удивит благодарного зрителя».

Романтические, изощренные в тонкости построений, тональных и валерных градациях света и тени работы художницы Марины Звягинцевой естественно выражают сложный душевный мир автора, невольно поражающие наше воображение даже своей внешней таинственной красотой.

М. Звягинцева. Сквозь времени поток
М. Звягинцева. Сквозь времени поток

Графические картины втягивают воображение зрителя в долгое путешествие в исповедальные переживания самой художницы.

Есть некие лунные созвучия в мире ее космоса. Слышатся пение, скрипки, малейшая модуляция живой природы. Нежность и лирика построений сродни природному цветению трав. Такую близость природы можно схватить только сердцем, а не умом.

Вспоминается невольно пушкинское «...и поросло травой забвенья», уважительное и восхищенное понимание и малейших чудес флоры.

 

Людмила Северина...

Кто-то на вернисаже назвал ее творчество натуральным (или сущим) импрессионизмом...

Если и есть в ее работах что-то от им прессионизма, то это глубина духовного контакта с натурой, чувство ее значимости, непреходящей ценности. Уважая своих предшественников, она не испытывает потребности в цитировании и прямой стилизации.

Укрупненная ветвь или цветок («Аромат сирени», «Любимый букет») в полной гармонии, сосуществуя с обозначенным фоном во всей своей некажущейся простоте являют собой абсолютно завершенную самодостаточность. Художнице природа словно позирует, помогая ей схватить на лету мимолетные чудные мгновения.

Л. Северина. Порт Навало
Л. Северина. Порт Навало

Особенно подкупают ее парижские пейзажи: «Девятый мост» с памятником Жанне Д’Арк и «Порт Навело».

Своеобразен диалог В.3. Аграната с природой, который ведет художник с лирическим настроением, деликатно, живо, с трепетом сердца и обостренностью чувств, с присущей ему поэтичностью восприятия натуры.

В. Агранат. Март
В. Агранат. Март

Художнику удается поиск характерных мотивов природы, что придает особую картинность его холстам.

Владимир Захарович открывает зрителю новые ощущения реальности, которые находят отклик в его душе и сопереживаниях. Доверяя взволнованному чувству художника, с увлечением следуем по его любимым местам, вдыхая весеннюю влагу тающего снега («Пробуждение») или погружаешься в майские сумерки с запахом цветущей сирени; ощущаешь таинственную взволнованность и загадочность утренней зари («Перед восходом»).

Это достигается своеобразной цветовой гаммой, фактурным мазком краски, создающей живую подвижную живописную среду, куда художник приглашает каждого, кому по душе упоение гармонией, созданной Всевышним.

В каждой его картине («В апреле», «Весенне солнце», «Натюрморт с тюльпанами») — ключ к разгадке природных тайн, есть своя интонация и тональность.

У Елены Строевой в серии «Деревья» все исполнено большого значения к природе и ее растительному миру. Колорит ее работ очень мягкий, выдержанный в спокойной изысканной гамме.

Легкие, но выразительные оттенки охристо-темного, зеленого и голубого («Сосна») передают неповторимое своеобразие, праздничность, а любовь ко всему цветущему на земле создает лирическую концепцию в целом.

Е. Строева. Сосна
Е. Строева. Сосна

Оптимистическое настроение внутренне близко, естественно для художницы, а их мотивы обретены не случайно, а отысканы как бы в прояснение тому, какой она хочет видеть жизнь, не одну только жизнь природы.

Корни деревьев, словно прорастают в небо, сливаясь с природой в единое целое, одухотворенное и загадочное, изменчивое.

Ее деревья — деревья Надежды.

Художница Маргарита Сюрина обладает своей манерой детального мелкомозаичного письма.

Пуантели Сюриной очень цветы, в чем-то карнавальны и праздничны. Во многих из них угадывается театральное преображение вещей. Они, словно, солируют своей красотой и тонкостью формы будь то скрипка на изумрудном фоне ковра, будь то старинные восточные кувшины с вытянутой горловиной и змеевидными ручками.

М. Сюрина. Зимнее плодородие
М. Сюрина. Зимнее плодородие

Художница не устает подмечать ювелирную прелесть окружающих вещей. Красивые созвучия осенних букетов и плодов...

Холсты Маргариты Сюриной рассчитаны на долгое созерцание, и они неторопливы в своих ритмах устойчивости предметов и медиумного пространства бытия с паутиной времени на вещах и сухих букетах.

Ее работы очень интересны, артистичны и серьезные в пространстве формы.

Необычный взгляд на мир художницы виден и в представленный ею общей программе «Деревья».

На первой выставке, показанной в Манеже в апреле 2001 г., была представлена ее общая концепция. Это жизнь природы в союзе с культурой, с обжитым бытом людей.

На предлагаемой выставке подчеркиваются корни традиций участников — традиции европейского импрессионизма и русского реализма.

В рамках второй ступени проекта предполагается развитие следующих тем: музыкальные традиции, прикладные традиции, традиции различных культур и эпох.

На выставке показаны также фотографии, исполненные этими художниками.

Они экспонируются на отдельной стене, однако это обстоятельство нисколько не нарушает общего замысла выставки, а наоборот высвечивает новые грани таланта художников.

Рядом с высоко художественными фотографиями В.3. Аграната (серия «Париж», черно-белые) явно превалируют сюжеты, требующие особенного, бережного внимания — это композиции с поэтическими «портретами», например, ягоды, позирующие на фоне щедрого лета, или изящной, утонченной ветви, слегка припорошенной снегом, словно молящей природу поторопиться с теплом, художниц Е. Строевой и М. Сюриной, создающие элегическое настроение.

Вот как художники сформулировали свою творческую задачу: ничего не декларировать, никого не отвергать, а только оставаться самими собой, что каждый, из них похож на дерево — те же «корни традиций», внутренний рост и узнавание по «плодам». Каждое дерево растет по- своему. Мирно рядом растущие деревья радуют глаз своим подчас диковинным соседством.

Души художников открыты миру и ищут в нем опору и созвучие.

Нонна Кристи, искусствовед

Back to Newspaper publications about exhibitions