Olga Adrova. He carved the Mayakovsky

Magazine "POОetov", № 6 (50), 2013
The original article (jpg file)

«От нас остался памятник нам...»
Валерия Нарбикова

«Я хотел бы жить и умереть в Париже. Если б не было такой земли – Москва».
Владимир Маяковский

В 2013 году исполнился 101 год со дня рождс- пня великого русского скульптора Александра Кибальникова. Это имя особенно дорого москвичам. Он в числе многих известных памятников оставил после себя и знаменитый памятник Маяковскому на Триумфальной площади в Москве (гранит, бронза, высота фигуры - 600. высота постамента 400). но и тем самым гак организовал пространство на этой площади, что именно она стала легендарным местом для поэтов: у памятника Маяковскому выступали поэты «шестидесятники». На их выступления, но воспоминаниям современников, скульптор приводил друзей и родственников,» с гордостью демонстрировал им собравшихся поэтов и студентов.

Моя мама когда-то. поступая в институт, вы- - брала МАДИ. в том числе, за то, что этот вуз находился на любимой молодежью «площади Маяковского». И с самим поэтом знакомство мое в детстве началось именно так - с памятника:

Я тоже люблю Маяковского, как ни странно.
Потому что здесь когда-то училась мама.
И это место впервые мне показала.
Указав на памятник,
И «Это - Маяк», - сказала.

И вот прошли годы, и я нахожусь на выставке, посвященной столетию грандиозного скульптора Александра Павловича Кибальникова, устроенной его родственниками, коллегами, друзьями. Дочь великого мастера Валентина Александровна Кибальникова любезно принимает в дар номер нашего журнала о литературных памятниках всего мира, в котором одна страница целиком посвящена памятнику Маяковскому в Москве (№ 10-11.2011 г. «Монументально»).

- Экспозиция выставки выстроена так, - говорит она. - чтобы все периоды жизни и творчества Кибальникова были представлены. Мы собрали коллег и почитателей творчества скульптора, чтобы подчеркнуть значение монументальной скульптуры сегодня. На средства наследников скульптора выпущен уникальный альбом, изданный небольшим тиражом, - хроника его жизни и творчества.

О великом скульпторе Александре Кибальникове вспоминает художница, куратор его юбилейной выставки Маргарит;» Сюрина:

-     Александр Кибальников был рсалиртом в своем творчестве, но он был великим реалистом.
-     Какое произведение Кибальникова Вы цените больше всего как художник?
-     Это по моим оценкам и по оценке многих коллег за рубежом - изваяние «Солдат» из мемориального ансамбля «Защитникам Брестской крепости» - мастерство, техника скульптора удивительна. уникальна. Это шедевр мирового уровня. и этой точки зрения придерживаются также и мастера абстракционизма и авангардизма.
-      Вы. будучи еще подростком, познакомились с Александром Кибальниковым, показывати ему свои детские работы, он благословил вас на успехи в творчестве. Какой эпизод из общения с ним вам запомнился?
-     Вот очень характерный эпизод. Надо сказать, что Александр Павлович нс любил застолий, быстро поднимался от стола, и возвращался к работе. Однажды он заметил, как я листаю книжку дрессировщицы Бугримовой. Он сказал мне: «Да. читайте, это вам пригодится, так как профессиональная жизнь - это именно входить в клетку с дикими зверями: готовы ли вы к этому?»

Когда читаешь о Кибальникове, этот эпизод вспоминается в связи с рассказом скульптора Вячеслава Пилипера об утверждении проекта памятника Маяковскому. В конкурсе на памятник, без которого уже сегодня нельзя Представить Триумфальную площадь, принимали участие скульпторы со всего СССР, в том числе и Александр Павлович. Но свободного места, где можно было достойно представить макет, для Кибальникова не оказалось. Все хорошие места были уже заняты. Поэтому скульптор поставил свою работу прямо на иол недалеко от входа. Не зная, на каком проекте остановиться, отборочная комиссия обратила внимание на макет чуть ли не в последнюю очередь и попросила поставить его повыше, на подиум, что и хотел сделать автор с самого начала. И народный художник СССР Е.В. Вучетич произнес легендарную фразу: «Вот Маяковский!» Так был утвержден гениальный памятник поэту.

Трудно представить, что «Маяковского» могло бы и не быть сегодня на его месте. Памятник очень похож на оригинал: для работы над ним Александр Павлович использовал редкие фотографии поэта, предоставленные Людмилой Владимировной Маяковской, сестрой поэта. - она была знакома с Кибальниковым.

В книге, посвященной творчеству отца. Валентина Александровна пишет: «Я уверена., что снимут оградки с Триумфальной площади. и вокруг памятника станут собираться самые смелые и талантливые, как это было в 60-х и позже».

Москва

Тоска по прошлому - это Нагасаки.
Дурман хвои - Ма-да-га-скар...
Синее пепелище.
Раствори меня 8 красном.
Развей мой пепел,
Мадагаскар, -
Хуракан - бог грозы и ветра.
Его двойник - ягуар...
Карканье ворон - Это На-га-са-ки,
Твое детство - Это Москва.
Бог огня.
Завиток дыма.
Я забыла, что я любила.
Разрушь мое счастье.
Как Нагасаки,
И стань вулканом,
Мадагаскар...
Водопады страсти.
Вулканы сердца.
Никуда тебе От себя не деться:
Твое сердце –
Это Москва...


А.П. Кибальников за работой над образом В.Л. Маяковского. 1957-1958 гг.
Фотография из архива В.А. Кибальниковой, дочери скульптора

Back to Publications about exhibitions