«ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА А.П. КИБАЛЬНИКОВА» в Музейно-выставочном комплексе МАХЛ РАХ в Москве, с участием художников Москвы, Саратова и Волгограда

Скульптор А.П. Кибальников получил всенародное признание уже в 1953 году, когда был открыт памятник Н.Г. Чернышевскому в Саратове. Создатель памятников: В. Маяковскому в Москве (1958 год),  С. Есенину в Рязани (1975 год),  А. Радищеву в Саратове (1974 год), автор центральных скульптур и руководитель творческого коллектива Мемориального ансамбля «Защитникам Брестской крепости» (1970 год), скульптор, поставивший в 1980 году памятник П.М. Третьякову перед фасадом Третьяковской галереи в Москве, был также удивительно тонким лириком, мастером камерного скульптурного портрета.

Грандиозные монументальные работы скульптора  предстали в Московском Академическом лицее на стенах – необычные ракурсы монумента в Брестской крепости, фотографии малоизвестных произведений раннего периода времен Великой Отечественной войны, совсем неизвестные работы скульптора 1940-х годов, всем известные памятники в Москве, Женеве, Рязани, Саратове и Волгограде. Крупноформатная фотопечать осуществлялась на уникальном швейцарском оборудовании  прямым способ на пенокартон, в фотолаборатории «ФОТО-ПРО».

Проникновенные, психологические скульптурные портреты из собрания Валентины Александровны Кибальниковой, дочери и наследницы народного художника страны, из собраний Музея Н.Г. Чернышевского в Саратове, Саратовского областного музея краеведения, из Мемориального музея А.П. Кибальникова в Орехово.

Редкие архивные документы, правительственные телеграммы, фотографии, почетные грамоты и награды скульптора  были представлены в витринах выставки в МВК МАХЛ РАХ.

Музей Н.Г. Чернышевского в Саратове любезно предоставил  на выставку произведения живописца Василия Фомичева, близкого друга А.П. Кибальникова, из собрания картинной галереи В.О. Фомичева в Саратове. Из собрания В.А. Кибальниковой на выставке были представлены: портрет А.П. Кибальникова кисти этого замечательного саратовского художника, пейзажи Е. Иванова, портрет кисти  В.П. Цветковой, дружеские шаржи известных мастеров, например -  Бориса Ефимова.

Ведущие современные художники и скульпторы России представили на выставке свои скульптурные, живописные и графические работы, посвященные памяти великого мастера.

Экспозиция выставки была составлена и продумана в полном соответствии структуре выставочных залов Московского художественного лицея: в центральном двухъярусном зале были представлены скульптурные произведения самого А.П. Кибальникова и несколько работ его современников и их учеников,  знавших лично выдающегося мастера.

Центральная стена второго яруса стала посвящением погибшим в Великой Отечественной войне, представляя широкую панораму мемориала «Защитникам Брестской крепости», созданного в 1969-1970 годах на Белорусской земле. Именно здесь, на втором ярусе, символизирующем в выставочном пространстве зала «Небеса» – рядом с уникальной скульптурой «Непокоренный» Александра Кибальникова из коллекции дочери скульптора был  представлен малоизвестный портрет летчицы М.М. Расковой, Героя Советского Союза, из коллекции Саратовского областного музея краеведения.  Рядом с произведениями Александра Кибальникова на «Небесах» нам показалось более чем уместным выставить работу Народного художника России, академика Льва Николаевича Матюшина –   замечательный скульптурный эскиз памятника Твардовскому.

Именно Л.Н. Матюшин сохранил в запасниках своей творческой мастерской и предоставил на выставку в МВК МАХЛ РАХ скульптурный портрет А.П. Кибальникова работы М.И. Ласточкина, выполненный с натуры. Этот портрет по праву  занял свое место в «красном» углу первого яруса центрального зала.  В одной из витрин центрального зала был выставлен скульптурный эскиз памятника  работы М.Ф. Бабурина – современника и друга А.П. Кибальникова. Работу эту бережно сохранил и передал на выставку «Памяти великого художника» ученик Бабурина – Заслуженный художник России, академик,  один из ведущих современных скульпторов – Дмитрий Тугаринов, чьи работы также украсили выставочные залы МАХЛ РАХ.

Экспозиция шести галерейных залов, каскадом  переходящих из одного в другой представила творческое «приношение» современных художников России памяти великого мастера. Слева направо, следуя хронике биографических этапов творческой судьбы Александра Павловича Кибальникова, разворачивается панорама современного изобразительного искусства.

Два левых зала изначально были подготовлены для волгоградских художников, земляков выдающегося скульптора, активно включившихся одними из первых в выставочный проект.

Серия  акварелей В.Д. Круцкевича, Заслуженного деятеля культуры России, посвященная малой родине А.П. Кибальникова; искренняя и тонкая графика Юрия Щетинина, живопись Павла Злобина, автора портрета А.П. Кибальникова – органично вписались в интерьеры выставочных залов, были в полном созвучии с фотопанно реки Медведицы, на берегу которой  сто лет назад  родился Саша Кибальников.

В четырех правых галерейных залах свое «приношение» мастеру представили московские художники.  Замечательную коллекцию из 12 живописных работ Ефрема Ивановича Зверькова, академика, Народного художника России, предоставила на выставку Любовь Васильевна Ширшова.  В следующем зале живопись Татьяны Гореловой логически продолжила смысловую и колористическую линию проникновенных работ Ефрема Ивановича – необъятные просторы России, чистые и прозрачно-печальные у Зверькова стали плотнее и насыщеннее, будто перед грозой.  Ведущие скульпторы Москвы представили свои работы на выставке:  Заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ  А. Смоленков, член-корреспондент РАХ В. Колесников, А. ПопандопулоВячеслав  Семенович Пилипер, автор надгробного  памятника А.П. Кибальникову на Новодевичьем кладбище, показал на выставке коллекцию скульптур своего отца С.М. Пилипера, друга и помощника Александра Кибальникова, и несколько своих произведений, в том числе новый скульптурный  портрет А.П. Кибальникова, выполненный из красного дерева специально для этой выставки.

Третий зал московских художников, прозванный «красным», тонкими намеками  как раз и предрекает эту грозу – живописные работы двух Заслуженных художников России – Геннадия Животова и Петра Стронского невольно заставляют зрителя остановиться и задуматься. Неслучайно и появление в этом зале скульптурного портрета   Владимира Маяковского работы А. П. Кибальникова – гроза, Маяковский и революция всегда неразрывно связаны. Оптимистическим аккордом прозвучали в этом зале работы волгоградских художников -  А. Покатило и Г. Чумичева в соседстве с работами московского живописца Елены Строевой.

Сквозь арку «красного» зала открывается заключительный, «синий» выставочный зал.

Представленные здесь полифонические  батики Алены Косульниковой  и девяти частный  полиптих «На краю земли» Маргариты Сюриной  в соседстве с замечательным фотопортретом Александра Кибальникова, фокусирующего привычным жестом художника свой взгляд на новом и неизведанном объекте – последняя стена зала оставлена пустой – превращают  последний зал данного выставочного пространства в начало нового, будущего проекта…

Новой хорошей выставки.
Новой хорошей книги.
Нового хорошего музея.

Маргарита Сюрина, куратор выставки «Памяти великого художника»