HOME

Станислав Айдинян. ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ

О творчестве художника Маргариты Сюриной

ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ

8 февраля-21 февраля 2010г. Международный славянский культурный центр.

Известный московский художник Маргарита Сюрина – мастер сильной, экспрессивной и, одновременно, изящной кисти. У нее за плечами оконченный в 1994-ом году Московский Государственный Академический художественный институт им. В.И. Сурикова, мастерская Таира Салахова. Одно это говорит об основательности ее профессионализма. Однако не все суриковцы вносят в свою творческую манеру столько динамического начала, столько творческих находок.

Ее путь в искусстве знаменуется большими персональными выставками. К основным из них относятся: «Пейзаж без героя» (2008), в большом двухэтажном московском выставочном зале «Выхино» и две персональные выставки на Международном фестивале искусств АРТ-НОЯБРЬ 2009 – в Доме-музее М.И.Цветаевой и Московском Международном Доме Музыки. Не меньшее значение среди проведенных вернисажей имеет выставка «Тени забытых предков», разместившаяся в залах старинного особняка Международного фонда славянской письменности и культуры в Москве.

Эта выставка концептуальна, название ее идет от имени одного из фильмов классика XX века, культового кинорежиссера С. Параджанова – «Тени забытых предков». Но на сей раз за названием скрывается посвящение учителям Маргариты Сюриной, тем, кто заложил основы отточенного затем опытом живописного мастерства и главные принципы жизни в искусстве.

Выставка открывается фотоблоком. Это фотовступление, где представлены фотографии, дающие облик самой художницы в начале ее творческого пути. В него включены работы фотохудожника Валерия Родина («Вихрь мыслей», «В Кадашах»), показывающие нам М. Сюрину в 1995-ом году. И сразу в фотовступлении проявляется дух Крыма, ведь Маргарита Сюрина по материнской линии крымчанка, ялтинка. Прологом в Крым служит фотография, сделанная в Чуфут-Кале. На ней запечатлена горная «Дорога тысячелетий». Таково реальное название фрагмента древнего торгового пути, идущего в пещерные города. По ней когда-то проезжали караимы, хазары, греки и славяне. К вступлению относятся также четыре акварели 1981-го года, самые ранние творческие пробы. Вот и первое прикосновение к учителям: эти работы Маргаритой сделаны, когда она начала занятия живописью в Крыму, в Ялте у крупнейшей из крымских художниц, Валентины Петровны Цветковой. Это ее тень, тень ее творческой манеры находим ныне в творениях М. Сюриной, которая под руководством Цветковой еще в двенадцатилетнем возрасте рисовала на веранде ее мастерской на Чайной горке, что выше чеховского домика. Наследие В. П. Цветковой  очень ценится, за ним охотятся коллекционеры, трудно найти не только картины, но даже и опубликованный юбилейный альбом, изданный к 90 - летию старейшего корифея крымской живописи. Судьба Цветковой пролегла от духовных путей ее предков, потомственных астраханских священников… Отца ее репрессировали. Жила она сначала в Петербурге, но мечтала перебраться в Крым, что и осуществилось в 1940-ом году, однако далее последовала оккупация. Но она пережила и это трудное время и стала одной из самых признанных художниц своего поколения, чьи работы украсили множество музеев, частных собраний, правительственных коллекций. К работам, выполненным Маргаритой в мастерской Валентины Петровны относится, в частности, «Весна в Крыму» и «Крымские подснежники» 1984 года.  М. Сюрина развила в своем творчестве основы, заложенные первым учителем, от которого взяла манеру широкого, пастозного, крупного мазка; тогда она научилась планировать, зарождать и осуществлять художественную задачу – глобально, научилась видеть большие цветовые и тональные соотношения, обрела умение выделять основные величины композиции. Из этого же источника – способность писать в один «замах» - в манере al prima.

М. Сюрина включила в экспозицию и работу самой Валентины Петровны Цветковой из собственного собрания, это «Белая Сирень» (1983). Создается впечатление, что сила, мощь крупного мазка вошли в прогрессию, увеличились уже в рядом развешенных холстах Маргариты. Тут наглядно видно, как, развиваясь, манера художницы получила закономерное продолжение в холстах ученицы, воспринявшей лучшее из «арсенала» средств талантливого педагога. Из работ В. П. Цветковой в витрине экспонируется и малый акварельный портрет «Рита», выполненный также в 1983 году. Рядом с ним - фотографии предков В. П. Цветковой – православных священников и фотография многолетней помощницы В. П. Цветковой, певицы Елены Алексеевны Лапшиной, в свое время известной солистки императорской оперетты. Представлена и фотография учительницы и ученицы на пленере за работой... Вот так, вписанные в ряды художественных работ М. Сюриной на выставке оживают тени…

У Маргариты есть определенные тематические доминанты, которые определяют соотношения натюрмортов. Это тема пасхального яйца. Оно соседствует, например, с кофемолками. Потом мы видим подобное на большой работе «Двадцать минут первого» ( 2001) рядом с пасхальными куличами… Тема кофемолок – большая, развернутая тема художницы, получившая скромное отражение и на этой выставке. Зато пасхальную тему, тему настающей весны сюжетно продолжают «натюрмортные картины» раскрывающие тему «плодов», на которых находим изображения на одной – тыквы «Зимнее плодородие» (1997), «Осень.Тыква.» (2000), на другой – ананаса «Персик и ананас» (2008).

Конечно, тему весны продолжают и крымские работы, написанные на пленере весной прошлого года «Среди вековых кипарисов», «Японская айва цветет», «Кипарисы. Ветер». Художник развил эту тему, вернувшись из крымской творческой поездки в Москву в холстах «Весенний ветер» и «Цветущий Крым». Весенними, по внутреннему состоянию, видятся и «Чуфут-Кале.Пещера.» (2007), и «Дорога к Чуфут-Кале» (2009), и написанная совсем недавно «Лестница в небо» (2010). Все они исполнены по натурным зарисовкам и этюдам в мастерской художника в Москве.

На выставке «Тени забытых предков», отражено влияние великого мастера отечественного искусства, большой Встречи в судьбе М. Сюриной – скульптора, народного художника СССР, Александра Павловича Кибальникова, автора масштабных мемориалов и памятников. Отдельной витриной представлены его замечательные работы – бронзовая фигура Н. Г. Чернышевского, исполненная в конце 1940-х годов в Саратове и малая гипсовая «поисковая» скульптура П. М. Третьякова, своеобразный скульптурный эскиз ко всемирно известному памятнику перед Третьяковской галереей. М. Сюрина рассказывает, что установленный в 1982-ом году памятник прождал своего открытия более двенадцати лет, членам госкомиссии не хватало в облике «купца» Третьякова монументальности, которой, впрочем, прототип в жизни никогда не обладал. Он был тихим и скромным человеком, вот и стоит теперь так же скромно перед творением своим – первой и главной галереей русского классического искусства. На фотографии в витрине мы видим А.П. Кибальникова на фоне памятника С. Есенину, установленному в Рязани.

И третья тень прошлого, третий преподаватель, немало прибавивший в мастерство М. Сюриной, это Екатерина Николаевна Тараканова. Ее личная творческая судьба сложилась не так триумфально, как могла бы, она попала под троллейбус, получила тяжелую травму, но, однако, успела стать знаменитым в своем круге преподавателем, подготовившим талантливых учеников, поступавших в московскую художественную школу и в Суриковский институт. Прошедшие у нее обучение всегда выделялись. Назовем из ее учеников хотя бы знаменитую московскую художницу Татьяну Назаренко… И фотография Е.Н. Таракановой, ее трагическая тень тоже не забыта Маргаритой Сюриной при подготовке этого своеобразного, нестандартного по концепции и воплощению вернисажа.

«Тени забытых предков» - вернисаж многозальный. В первом зале среди многообразных работ видим также два холста, посвященных Армении. На одном – горный армянский пейзаж, на другом – монастырь пятого века нашей эры Ахпат (1986). Именно в этом монастыре Сергей Параджанов снимал один из своих художественных фильмов. Темный монастырь, птицы вьются над древними стенами, над остроугольными армянскими куполами христианского храма. Художнице удалось передать задумчивую грусть горного пейзажа на холсте, который постепенно высветляется от переднего к заднему плану…

На выставке есть и отдельные работы  почти эталонные для творческой манеры художницы, среди них одна «Травы сухие» (1994), со старинным кувшином, на фоне которого росчерки «живых» травных стеблей. Это особая, «сюринская» почти коллажная объемность, свойственная ей не менее, чем широта мазка и уже упомянутая пастозность…

Из новых работ, сотворенных нестандартно и оригинально отметим, конечно, «Морскую раковину» (2009). Далеко не всякий угадает, что большая раковина, «плавно» лежащая на камнях-валунах, нарисована со своего «прототипа», маленькой ракушки, лежащей на гальке. Она рождена в серо-оранжевых и желтоватых тонах. Художница «оптически» увеличила объект, укрупнила его, но так как сам Господь Бог вложил в свое творение, в раковину, совершенство золотого свечения то, увеличиваясь, раковина не потеряла первоначальной своей красоты, «священной» первозданности… Раковины в разных эстетических поворотах предстают перед нами в нескольких «вариациях» единого стилистически освоенного пути. «Из света и тени»(2009), «Ах, какая…белая!»(2009), «Брызги и пена» (2009), «Сердце-раковина» (2010).

Говоря об этой выставке Маргариты Сюриной, нельзя обойти вниманием большую серию, посвященную хризантемам. Есть среди них очень ранняя работа с хризантемами, на которой –  китайский божок, а рядом та же тема развита в современной и ценной художнице тональности. Она считает, что хризантема - это символ, вмещающий очень многое, это и олицетворение чистоты и непорочности, и звезды небесной, и духовного очищения, присущего, к примеру, японским самураям. Возможно, реалистическая малая фарфоровая фигурка не просто исчезает в более поздних работах, а перевоплощается в образы самого цветка?.. Хризантемам посвящены «Три самурая»(2008), «Пять невест»(2009), «Воины света»(2009), «Одна»(2009), «Вдвоем»(2010).

Кроме хризантем есть еще один растительный «лейтмотив». Это сирень. Большей частью она написана с натуры, этот лейтмотив проходит через все залы выставки и замыкается последней фотографией первого учителя – В.П.Цветкова на фоне своей огромной «Сирени»…

Искусствоведы считают, что большое значение в творчестве М.Сюриной имеют ее два автопортрета «Белый автопортрет» - «Красный автопортрет» (2009). Художница сама чувствует, что в них ей удалось отразить два совершенно разных эмоциональных состояния. А объединяет оба портрета самоуглубленность и особая внимательность взгляда. Заметим, что кроме них в начале экспозиции выставлен еще один малый графический автопортрет, очень похожий, характерный (2007).
Крымская тема исключительно широко представлена на выставке. Нет возможности описать все многообразие графических и живописных, колористических работ, нашедших свое достойное место в многозальном выставочном пространстве. Особенно обаятельны большие пузатые кувшины, которые и сегодня дремлют у стен гарема в Бахчисарайском дворце в Крыму. Воображение наполняет эти кувшины растительным маслом, может быть водою. Века назад они служили бахчисарайским ханам…

На нескольких холстах в разных «световых» ипостасях М. Сюрина изобразила одинокую гору св. Ильи Пророка в Крыму, недалеко от Гурзуфа. Она и названа так потому, что Илья был пустынником, отшельником.  «Ай-Илия-Сарым. Алыча», «Ай-Илия-Сарым. Тростник» (2009).

Маргарита Сюрина не довольствуется возможностями кисти и мастихина, которыми постоянно пользуется, она также создает многослойные по красочному наполнению холсты - с разливами красок, с расплеском и разбрызгом, идущим от Джеймса Поллока. Однако, в отличие от него, лакокрасочный расплеск развивается не в абстракцию, а в фигуративные формы.
Маргарита любит распространять далеко идущий замысел и создавать полиптихи. Вот в работе «Небо-Облако-Небо»(2010) виртуозно изображено небо, виртуозно, очень эффектно изображены тучи. Но это только второй ярус от существующего уже в работе полиптиха.

Совсем недавно в журнале «Художественный совет» (№ 6, 2009) вышло эссе о живописи М. Сюриной «Ремесло и вдохновение», помещенное в рубрику «Мастер-класс». В эссе художница делится секретами своего мастерства, говорит о методах создания художественного произведения. Это эссе исключительно полезно прочесть тем, кто прочувствовал глубину таланта художницы и интересуется секретами создания высоких по вкусу творений, которые удивили и восхитили многих на выставке в галерее «Ардена», гостеприимно растворившей двери любителям изобразительных искусств в старинном особняке Международного фонда славянской письменности и культуры в Москве, в Черниговском переулке…

Станислав Айдинян
вице-президент по общественным связям Творческого союза профессиональных художников, искусствовед Федерации Акваживопись, член правления Международной ассоциации содействия культуре, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины

Site design: Tatyana Uspenskaya