HOME

В.С. Пилипер «Достойному»

Подходя к рубежу шестидесятилетий своей жизни, оглядываясь на пройденный путь, в памяти возникают судьбоносные встречи с человеком, которого я помню с детства, это Александр Павлович Кибальников.

Впервые, когда я увидел Александра Павловича, мне показалось, что былинный богатырь сошел со страниц русских народных сказок.

Сегодня мы знаем, что А.П. Кибальников выдающийся русский скульптор 20 века, создавший монументальные образы выдающихся людей, которых знают и помнят не только в России, но и далеко за пределами страны, при этом Александр Павлович успевал вести большую общественную деятельность. Долгое время был председателем Худ совета, а в 1964 году по его инициативе дача имени Д.Н. Кардовского была передана скульптурной секции, где были созданы все условия для творческой работы. И в Переяславль-Залесский стали приезжать и до сего дня приезжают творческие группы молодых скульпторов. Наставниками таких групп были ныне известные мастера пластического искусства О.К. Комов, Ю.Л. Чернов, Л.Н. Матюшин.

А.П. Кибальников находил время и курировал работу дома творчества на протяжении всей своей жизни.

В 1957 году в Москве проходил третий международный фестиваль молодежи и студентов. Мой отец, Пилипер С.М. участвовал в выставке молодых художников со своей работой «портрет сына» в мраморе. Выставку открывали С.Т. Коненков и А.П. Кибальников. Об этой работе были высказаны положительные отзывы.

В дальнейшем отец постоянно участвовал на Московских, зональных, всесоюзных выставках и в 1967 году ему прислали приглашение на просмотр его творческих работ. Надо было три рекомендации для вступления в Союз Художников. Отец обратился к Александру Павловичу т.к. считал его своим наставником, и получил хорошую рекомендацию, так же его рекомендовали Л.Е. Кербель и А.В. Пекарев.

В 1968 году его приняли в союз художников СССР. С этого времени с отцом стали заключать договора на создание авторских скульптурных произведений. Мне повезло в том, что я видел творческий процесс рождения произведений, помогал отцу делать каркас, набрасывать глину, рубить гранит или мрамор, был очевидцем встреч с интересными людьми. Но когда приходил Александр Павлович с художественным советом или лично, это было событие, он давал не только уроки мастер класса понимание формы, но и жизненные позиции человека, гражданина.

Он вспоминал, как проходил конкурс на памятник В.В. Маяковскому. Конкурс был открытый, принимали участие скульпторы, архитекторы, художники со всего Советского Союза. Выставочный зал в Манеже был полностью заставлен проектами. Участники старались занять места с выгодным освещением для просмотра.

Конкурсная комиссия внимательно рассматривала, обсуждала каждый проект. И после длительного напряженного просмотра комиссия пришла к выводу, что есть много интересных решений, но для Москвы памятника В.В. Маяковскому нет.

Направляясь к выходу, секретарь увидел проект, который стоял на полу. Комиссия обратила внимание и попросила поставить макет памятника на подиум. Е.В. Вучетич народный художник СССР, участник конкурса высказал общее мнение комиссии, что памятник А.П. Кибальникова лучший, и достоин занять место на Триумфальной площади в Москве.

Уникальный мытищинский завод художественного литья имени Е.Ф. Балашовой. На этом заводе работали прекрасные люди. Были мастера, династии которых тянулись с дореволюционных времен, другие имели за плечами художественные училища.

Они помогали профессиональным скульпторам воплотить их замыслы в вечный материал гранит, мрамор, бронзу, чугун. Гранит, лабродорит, габбро поступал на завод в основном из Украины.

В очередной раз пришел железнодорожный состав такого материала. Среди гранита был удлиненный бесформенный блок габбро, который хотели распилить на плиты.

В этот период Александр Павлович приезжал в Мытищи на авторскую проработку своей парковой скульптуры В.И.Ленин в Горках. Увидев этот блок габбро, попросил меня взять рулетку, линейку и помочь промерить камень. Я наблюдал, как Александр Павлович внимательно осматривал камень, уточнял размеры, делал зарисовки и записи у себя в блокноте. Потом взял краску и подписал «не трогать А.П. Кибальников».

Через 10 месяцев привез гипсовую модель, и в 1980 году появилась из этого без форменного блока габбро великолепная скульптура П.М. Третьякова, установленная в Москве перед Государственной Третьяковской галереей.

Работая на заводе художественного литья резчиком по камню, я окончил заочный университет искусств и при поддержке директора П.И. Новоселова, организовал творческую студию.

На завод приезжали скульпторы для авторской проработки своих произведений, многие интересовались работами студийцев, делились впечатлениями, давали профессиональные советы, понимание пластики.

В студии царила обстановка творческого ремесла. Но основная работа у нас была на первом месте. Мы переводили с гипсовой модели монументальную восьмиметровую скульптуру В.И.Ленина в гранит для г. Чита. Автором монумента был А.П. Кибальников. Осуществляя авторский надзор, он часто бывал на предприятии.

Александр Павлович никогда не отказывался зайти в студию, посмотреть творческие работы студийцев. Для нас была большая честь выслушать замечание мастера, и мы ловили каждый взгляд, каждый жест великого скульптора.

Я обратился с просьбой попытаться сделать его портрет. К тому времени я принимал участие на Московских и даже всесоюзных выставках. Зная, что многие известные художники и скульпторы изображали его в своих произведениях, мне неудобно было обращаться второй раз.

Когда мы возвращались из Читы после открытия монумента В.И. Ленина, Александр Павлович подарил мне фотографию, где он в своей мастерской кормит с руки белочку. Это была интересная композиция для будущей скульптуры. По приезду из Читы была срочная командировка на остров «свободы» Куба, где я проработал полтора года, и там к нам пришло печальное известие…

Прошло двадцать лет после развала Советского Союза. Уже давно нет мытищинского завода художественного литья, в 1994 году ушел из жизни мой отец скульптор Пилипер Семен Миронович.

Спустя много лет я разбирал архив в своей московской мастерской и среди старых документов, каталогов, грамот обнаружил фотографию, которую мне подарил Александр Павлович. Нахлынули воспоминания, и я приступил к работе.

Через несколько дней ко мне зашла Маргарита Сюрина, я знал ее как талантливого художника, знал, что А.П. Кибальников дал ей благословление в большой мир искусства.

Произошло удивительное совпадение, я делаю скульптурный портрет Александра Павловича, а Маргарита посвящает персональную выставку своему наставнику.

На открытии выставки я встретился с дочерью скульптора Валентиной Александровной Кибальниковой, у меня было такое чувство, что я всегда знал этого человека, просто давно не виделись. Я рассказал, что начал лепить портрет Александра Павловича, и мы с Маргаритой пригласили Валентину Александровну в мастерскую посмотреть работу.

Валентина Александровна приезжала со своими друзьями, которые хорошо знали Александра Павловича. Они делились своими впечатлениями, воспоминаниями. Тем самым помогали и придавали уверенность в работе. Вместе мы приезжали на место установки памятника в Новодевичий монастырь, делали архитектурную привязку к местности.

Больше года я создавал образ великого скульптора Александра Павловича Кибальникова.

На открытии памятника было сказано много теплых слов, вспоминали наследие, которое нам оставил Мастер. Говорили, что образ напоминает сказочного былинного богатыря.

После открытия надгробного памятника Александру Павловичу Кибальникову на Новодевичьем кладбище, 30 ноября 2010г., меня пригласили в Российскую академию художеств, и президент Зураб Константинович Церетели объявил: «За создание памятника народному художнику СССР действительному члену академии художеств СССР, лауреату государственных премий выдающемуся скульптору нашего отечества наградить медалью «Достойному» моего отца, скульптора Семена Мироновича Пилипер».

Меня переполнило чувство восторга и благодарности к людям, которые спустя много лет помнят талантливого скульптора моего отца, который оставил творческое наследие и доброе имя.

Медаль «Достойному» сконцентрировала в себе много жизней и судеб людей, которые любят, прославляют и гордятся своей родиной.

В.С. Пилипер,
скульптор, член ТСХР, МСХ, МХФ, ст. преподаватель МГТА

Site design: Tatyana Uspenskaya