Маргарита Сюрина. Ежегодный художественный проект «Портрет российской словесности» и Юрий Попков. Практическая композиция

Газета "Мир живописи", НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ, 2015
Оригинал статьи (jpg файл)

Т. Горелова. Мирное небо над Березиной. 2005
Т. Горелова. Мирное небо над Березиной. 2005

Начатый в середине 2014 года выставочный проект «Портрет российской словесности» представляет тему отражения русской литературы в современном отечественном изобразительном искусстве. Эта тема всегда была и сегодня остаётся одной из самых богатых, интересных и ярких. Под впечатлением великого и могучего русского языка и гениальных личностей, творивших нашу отечественную словесность, на протяжении десятилетий создаются оригинальные и образные художественные произведения.

Участники выставочного проекта «Портрет российской словесности» - ведущие современные живописцы, графики и скульпторы, представители нескольких поколений отечественного изобразительного искусства, от признанных и заслуженных мастеров до совсем юных художников, студентов МГАХИ им. В.И. Сурикова и МГХПА им. Строганова.

С августа 2014 года, когда состоялся премьерный показ проекта «Портрет Российской словесности» в стенах Дома-музея Марины Цветаевой в Москве, выставки вызывают большой интерес у культурной и художественной общественности столицы.

Осенью 2014 года проект «Портрет российской словесности» был дважды показан в Москве, в Творческой мастерской Рябичевых и выставочном зале «Колорит» на Малой Дмитровке. Участникам выставочного проекта «Портрет российской словесности» отрадно было узнать, что указом Президента Российской Федерации 2015 год был объявлен «Годом русской литературы», и наша творческая группа продолжила работу на эту тему в нынешнем году. Традиционно мы начали сезон с экспозиции в Доме музее Марины Цветаевой и представили несколько выставок в Москве в течение нынешней осени.

Мы назвали выставки сезона 2015 года «Война и мир» с посвящением Л.Н. Толстому, но и с обращением к отечественной истории, культуре и литературе от «Слова о полку Игореве» и традиционной иконописи до современных аналогий в сегодняшней действительности и работ, посвящённых Великой Отечественной войне.

Г. Севостьянов. Тревожный сорок первый год
Г. Севостьянов. Тревожный сорок первый год

В проекте «Портрет российской словесности - 2015» участвовали художники и скульпторы: Константин Худяков, Николай Чибисов и Людмила Чибисова, Валерий Рябовол, Геннадий Животов, Иван Коржев, Леонтий Усов; Юрий Попков, Игорь Хамраев, Александр Рябичев, Маргарита Сюрина, Степан Мокроусов-Гульельми; Александра Загряжская, Сергей Погорелый, Татьяна Горелова, Анатолий Кретов-Даждь; Маргарита Юркова, Наталья Неделькина, Екатерина Успенская, Алексей Лоптев; Даниэла Рябичева, Константин Малютин, София Загряжская; Раиса Арефьева, Юрий Землянухин, Леонид Козлов, Павел Борисов.

По сложившейся традиции в выставочном проекте «Портрет российской словесности» мы всегда показываем творческое наследие выдающихся мастеров предыдущих поколений отечественного изобразительного искусства. В этом году мы представили к показу работу Народного художника СССР, скульптора Александра Павловича Кибальникова «Непокорённый» (1946), впервые переведённую в бронзу в 2013 году в Творческой мастерской Рябичевых, и живописные полотна Народного художника России Геннадия Кирилловича Севостьянова.

К открытию второго сезона выставочного проекта «Портрет российской словесности» был издан каталог наших постоянных участников. В рамках выставочного проекта на каждой выставке проходят поэтические встречи и творческие вечера, мы сотрудничаем с современными поэтами и писателями России, ибо главной задачей теперь уже ежегодного художественного проекта «Портрет российской словесности» является составление галереи портретов отечественных литераторов - от истоков до наших дней.

Маргарита СЮРИНА,
автор идеи и руководитель проекта

К участию в ежегодном художественном проекте «Портрет российской словесности 2016» приглашаются живописцы, скульпторы, графики, мастера цифрового искусства, иконописцы и прикладники, желающие показать свои произведения на темы русской литературы.

 

Юрий Попков. Практическая композиция

КОНТРАСТ

Контраст - (франц. contraste - резкое различие, противоположность) - один из художественных приёмов, в основе которого лежит противопоставление двух соотносящихся качеств с целью их усиления. Цветовые и светотеневые контрасты служат для моделировки объема или выражения пространственных отношений, предоставляют широкое поле деятельности для ярких ритмических построений в картине, усиливая восприятие.

Контраст может достигаться разными художественными средствами.

Э. Уайет. Любовь. 1981
Э. Уайет. Любовь. 1981
А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1927
А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1927

Игра света, тени и цвета создаёт общее эмоциональное настроение всей картины «Любовь» Э. Уайета. Масштаб огромной фигуры человека в работе Б. Кустодиева «Большевик» подчёркивает и усиливает образ, тем самым подвигая зрителя на размышления. Контрастный ритм движения двух уровней в «Обороне Петрограда» А. Дейнеки создает трагедий ный смысл войны. Различные формы предметов в картине Н. Пиросмани «Натюрморт» передают красоту разнообразия ритма и формы. Декоративный рисунок одежды в картине Г. Климта «Портрет» оттеняет нежность женского тела.

«Если ты изображаешь тонкого человека, обязательно рядом изобрази толстого» (Леонардода Винчи).

Примером контраста могут служить произведения испанского художника Эль Греко. Страстные, динамичные движения тонального и колористического контрастов усиливают впечатления от картин художника. Вместе с живой, энергичной, нервной кистью живопись будоражит воображение и привносит драматизм в происходящие в картине события. Обволакивающий свет и удлинённость фигур, словно возносящихся вверх, привносят образ борьбы света и тьмы. Трудно себе представить, как выглядел бы холст «Вознесение», если бы в картине отсутствовали признаки контраста.

Работы А. Матисса впечатляют за счёт активного контраста ярких, декоративных масс красного с синим, жёлтого с зелёным. Глаз не успевает переключаться с одного предмета на другой, оценить один цвет, как его зовёт уже другой. Весь холст работает на радостное восприятие изображения.

Отсутствие динамичных, контрастных, тональных и цветовых всплесков делает картины монохромными, умиротворяющими, успокаивающими своей поэтичностью.

Н. Пиросмани. Натюрморт
Н. Пиросмани. Натюрморт

«Искусство полное, совершенное - не есть мёртвая копия с натуры, а есть продукт души, духа человеческого, искусство суть те стороны человека, которыми он стоит выше всего на земле» (П.П. Чистяков).

Движение девочки на шаре в картине П. Пикассо «Девочка на шаре» усиливается за счёт контраста сидящей на переднем плане фигуры. Лёгкость движения усиливается тяжестью и грубостью формы циркача. Контраст фигур, уменьшающихся в пространстве на пяти горизонтальных плоскостях, создаёт иллюзию движения. Цветовой контраст от яркого голубого на переднем плане до слабого голубого в небе также усиливает перспективу. Контраст куба и шара, а также хрупкость и пластичность девочки с тяжеловесной фигурой усиливает образ танца, неуверенность балансировки девочки на шаре.

ПОНЯТИЕ ОБРАЗНОСТИ В ИСКУССТВЕ

П. Пикассо. Девочка на шаре. 1905
П. Пикассо. Девочка на шаре. 1905

Все начинается с впечатления. Творчество - не простое переложение изображения натуры на бумагу или холст, а художественное понимание того, что и почему хочет видеть на холсте художник. Необходимо осмыслить то, что послужило мотивом впечатления, а потом художественными средствами усилить образ будущей картины. Трансформация замысла через авторское восприятие действительности, вкусовые пристрастия, колорит и освобождение эскиза от деталей, которые не работают на идею произведения - вот задача художника. Впечатления могут иметь разные источники окружающей жизни: природа, разговор с друзьями, увиденная картина, пришедшая неожиданно мысль, мраморная плитка в разводах, мокрый асфальт - то есть, что угодно. Эти сигналы памяти необходимо фиксировать, потом они пригодятся в работе. Человек создан настолько прагматично, что ничего случайного с ним не бывает. Любая встреча, происшествие, события, мысль - всё имеет свое назначение, которое понять нам очень сложно. Если мы не фиксируем даруемую нам информацию, она безвозвратно уходит. Закрывается дверь в мир, предназначенный нам свыше для нашего совершенствования, а мы довольно легко, по слепоте душевной, отказываемся от него и остаёмся на голодном пайке. Художник всегда должен быть нацелен на восприятие пульса жизни. Он является проводником информации, которую должен передать людям для восполнения благодати, так необходимой нам для жизни. Во многом от носителей культуры и красоты зависит благополучие общества. Человек, наделённый талантом, при работе над произведением испытывает духовное волнение. Вибрация чувств от информации очень важна в воплощении замысла. Для творчества равнодушие неприемлемо.

Для понимания произведения искусства важно грамотно задавать вопросы, для того, чтобы попытаться самому получить на них ответ.

Работая над этюдом, я убедился в том, чтоб есть творчество и чтоб такое образное решение картины. Перед нами был заросший пруд около разрушенного монастыря. Я старался запечатлеть то, что видел и добросовестно переносил на бумагу пейзаж. Виктор долго ходил, думал, вмешивался в мой этюд (я тогда у него учился), а через некоторое время, взглянув на Попкова, я увидел сказку. Вместо старого пруда - море. В небе облака, чайки, простор. И где-то вдали, на полуострове комплекс разрушенного монастыря, словно возродился в первоначальном виде. Вот тогда-то и стала понятной разница между творчеством и ремеслом.

Не каждая работа заставляет задавать вопросы. Поэтому не каждую работу (из-за отсутствия образа) можно назвать произведением искусства.

Художник М. Курилко, рассказывая об образе, говорил: «Валенок - это образ. Два валенка - обувь».

(Продолжение следует)

Вернуться к «Публицистика Маргариты Сюриной»