Журнал "Русская галерея - XXI век", № 2, 2012
Оригинал статьи (pdf файл)
В 2012 году исполняется 100 лет со дня рождения народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата государственных премий, выдающегося скульптора нашего Отечества - Александра Павловича Кибальникова.
Александр Павлович Кибальников - мастер, сумевший воплотить в своих работах портрет эпохи, отразить яркие страницы и образы нашей истории, все то, чем по праву гордится Россия и сегодня. Он автор памятников Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади и Павлу Михайловичу Третьякову перед Государственной Третьяковской галереей в Москве. Николаю Чернышевскому и Александру Радищеву в Саратове. Сергею Есенину в Рязани, руководитель проекта и автор центральных скульптур («Солдат» и «Жажда») мемориала «Защитникам Брестской крепости».
Маленький Саша Кибальников с родителями и сестрой. 1918
Родился в крестьянской семье 22 августа 1912 года в слободе Орехово на реке Медведице.
1929-1933 гг. - учеба в Саратовском художественном техникуме.
1934-1937 гг. - работа по творческим договорам, служба в армии.
1938-1939 гг. - работа в Курском драматическом театре.
1940 г. - II место на первом туре конкурса на создание памятника Н.Г. Чернышевскому в Ленинграде и Саратове.
1941-1945 гг. - годы жизни и работы в Саратове, награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
1046 г. - создание скульптуры - «Непокоренный». II Республиканская премия на выставке в Москве. Работа над портретом Н.Г. Чернышевского.
1947 г. - создание скульптуры «Пробуждение».
1948 г. - создание портретного бюста А.Н. Радищева. Работа над образом Н.Г. Чернышевского.
1949 г. - Государственная премия СССР на Всесоюзной выставке за статую Н.Г. Чернышевского. Переезд в Москву.
1951 г. - Государственная премия СССР на Всесоюзной выставке за статую И.В. Сталина.
1953 г. - открытие памятника Н.Г. Чернышевскому в Саратове. Создание поясного портрета А.Н. Радищева. Начало работы над образом В.В. Маяковского.
1955 г. - избрание действительным членом Академии художеств СССР. Создание многофигурного монумента «Героям, борцам Красного Царицына» в Волгограде. Творческая командировка в Венгрию и Румынию, знакомство с К. Баба.
1956 г. - создание портрета В.В. Маяковского. Победа в многолетнем конкурсе на проект памятника поэту в Москве. Творческая поездка в Италию.
1957 г. - памятник В.В. Маяковскому на могиле поэта на Новодевичьем кладбище. Проект двух фигур: «К солнцу!» и «В космос!».
1958 г. - бронзовая медаль Международной выставки в Брюсселе за скульптурный портрет В.В. Маяковского. Открытие памятника В.В. Маяковскому в Москве.
1959 г. - присуждение Ленинской премии за памятник В.В. Маяковскому.
1961 г. - выполнение в кованой меди четырехметровых фигур «Наука» и «Прогресс» для Звездного городка. Бронзовая фигура «К солнцу!» установлена перед фасадом одного из зданий ООН в Женеве. Создание скульптурного портрета П.М. Третьякова.
1963 г. - присвоено звание народного художника РСФСР, присвоено звание народного художника СССР.
1965 г. - создание мраморного портрета В.В. Маяковского, установленного на станции метро «Маяковская» в Москве.
1961-1979 гг. - работа над ленинианой (памятники в Саратове. Елабуге и др.).
1968 г. - работа над мемориалом «Защитникам Брестской крепости».
1969 г. - творческая командировка во Францию.
1970 г. - избрание почетным гражданином Саратова, завершение работы над мемориалом «Защитникам Брестской крепости!*. А.П. Кибальников - руководитель творческого коллектива, создавшего мемориальный комплекс, автор центральных обьектов мемориала: скульптур «Солдат» (35 м), «Жажда» и обелиска «Штык» (100 м).
1971 г.- открытие мемориала в Бресте.
1972 г. - работа над памятником С.А. Есенину в Рязани.
1974 г. - избрание членом президиума Академии художеств СССР, академиком-секретарем отделения скульптуры академии. Создание нового памятника А.Н. Радищеву в Саратове.
1975 г. - творческая поездка в Англию, знакомство с Генри Муром. Открытие памятника Сергею Есенину в Рязани. Избрание почетным гражданином Рязани.
1976 г. - присуждение Государственной премии СССР им. И.Е. Репина за памятник С.А. Есенину в Рязани.
1977 г. - творческие поездки во Францию и Испанию. Завершение работы над памятником П.М. Третьякову в Москве.
1980 г. - открытие памятника П.М. Третьякову перед Третьяковской галереей в Москве. Работа над образом продолжалась 18 лет.
1983 г. - награжден золотой медалью Академии художеств СССР за памятник П.М. Третьякову в Москве.
Александр Павлович Кибальников умер 5 сентября 1987 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
На выставке со зрителями. Москва, конец 1970-х
А.П. Кибальников с летчиком-космонавтом A.A. Леоновым. Конец 1960-х
Мне в жизни повезло - я встретила много выдающихся людей культуры и искусства: художников и музыкантов, актеров и писателей... И одного - Великого. С него-то все и начиналось в творческой моей биографии.
А.П. Кибальников. 1980-е
В двенадцать лет я впервые переступила порог мастерской Александра Кибальникова на Верхней Масловке. «Поедем показывать твои рисунки народному художнику, он автор памятника Маяковскому в Москве», - сказал мне мой папа.
«О-о!...» - подумала я и настроилась на самое худшее. В страхе стояла я в дверях мастерской великого мастера. Открыл помощник: «Входите!» Мы вошли.
«Александр Павлович, - позвал помощник. - к вам тут девочка с папой...»
«Девочка?! - из мастерской быстро выглянул бородатый дед с седыми кудрями, спадающими на лоб. - сейчас приду...» Нас проводили в маленькую «приемную», если это можно было так назвать: простая мебель, едва ли не ее отсутствие...
И тут же в комнатку зашел тот самый бородатый дед в халате, весь с головы до ног заляпанный глиною, гипсом и пластилином. Мы познакомились. Он глядел внимательно, внимательно слушал, а потом вдруг заявил: «Раскладывай рисунки!»
Кибальников пристально рассматривал работы, подошел, взял один лист, другой...
- А это что? - спросил он, указав на стопку листов в моих руках.
- Так все не поместилось...
Он поднял бровь.
- Давай-ка по частям, вот этот - он хороший, подай-ка мне его... и тот... клади другие...
Я все раскладывала новые и новые листы...
Александр Павлович округлил глаза.
- Да как у тебя много работ! Это за сколько времени?
Я ответила. Он хмыкнул.
- Ты, что же, так любишь рисовать?
Я, как и полагается подростку, нахмурилась и что-то пробурчала неразборчиво.
Он засмеялся:
- Ишь как хмурится, не хочет говорить... и правильно! Ты никому не говори, об этом говорить нельзя...
Памятник Н.Г. Чернышевскому в Саратове. 1953. Бронза
Мы с родителями часто бывали в гостях у семьи Кибальниковых, в высотном доме на Котельнической набережной. Дом их всегда был открыт для друзей и славился щедростью и хлебосольством. Космонавты и певцы, художники и режиссеры - в том доме все чувствовали себя свободно и радостно.
Хорошо помню: просторная зала, огромное окно с панорамой Москвы - с высоты семнадцатого этажа все казалось таким игрушечным...
Перед окном стоит высокий фикус с большими круглыми листьями. Под фикусом - бюст Маяковского, стремительный поворот головы поэта, нахмуренные брови...
А во главе огромного стола - хозяин - прямо перед Маяковским, совсем седой и что-то хмурится слегка...
Портрет В.В. Маяковского. 1956.
Бронза. Собрание В.Л. Кибальниковой
За работой над памятником
В.В. Маяковскому. 1956
И на ум приходят строчки другого поэта:
Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный.
Я не буду больше молодым...
Дым... дым Отечества. Дым деревень, горящих под Смоленском, дым Сталинградской битвы, дым гарнизонов Бреста...
Впервые я увидела мемориал «Защитникам Брестской крепости» в конце восьмидесятых.
Мемориальный ансамбль «Защитникам Брестской крепости». 1970.
Воины ВОВ в 1971 году у скульптуры «Солдат». Бетон. (Высота 350 м)
У каждого, кто побывал однажды там, всегда хранится в памяти суровый профиль русского солдата, врастающего грудью в руины крепости и... вырастающего навсегда из них. И чуть в стороне, у берега Буга - памятник «Жажда» - солдат, пробравшийся за водой под обстрелом фашистов. Идея создания этой скульптуры возникла в самый последний момент перед сдачей проекта - такого не было в «планах». Утверждающая комиссия партийцев скривила рты: «Какой это образ защитника-воина вы тут отражаете?!»
Мемориальный ансамбль «Защитникам Брестской крепости». 1970.
Скульптура «Жажда». 1970. Бетон
- Тот самый. - ответил художник. - образ народа, миллионами жизней погибших заслужившего право на память…
В день открытия мемориала Брестской крепости, в каску ползущего к Бугу солдата простые люди принесли и налили воды. С тех пор вода эта не иссякает...
За работой над эскизом памятника Сергею Есенину в Рязани. 1970-е
Следующей большей новой работой Александра Павловича стал памятник Сергею Есенину в Рязани. Не знаю, отмечено ли это искусствоведами, но для меня здесь очевидно продолжение пластической идеи Бреста - русский поэт вырастает из земли и врастает в нее навсегда, точно так, как солдат-исполин Брестской крепости.
За работой над эскизом памятника Сергею Есенину в Рязани. 1970-е
Поэт раскинул руки, будто крылья, как птица, готовая взлететь... да вот беда - земля-то не пускает. Даже пластическое решение этой самой земли в памятнике напоминает мне руины гарнизонов Бреста. Памятник Есенину настолько пронзительный и горький, что я никак все не решаюсь согласиться с этим. И в памяти всплывают строки совсем другого поэта:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздились, грязные...
Да прав, конечно. Александр Кибальников - у нас в России так с поэтами всегда...
Художник будто намекает зрителю - вот соль земли Отечества: защитник-воин и поэт, за честь идущие на смерть...
Памятник Сергею Есенину. Рязань. 1975. Бронза
Мой самый любимый памятник работы Александра Павловича Кибальникова на первый взгляд совсем другой, он тихий и неброский. «Совсем невыразительный». - сказал мне про него один знакомый скульптор. Я с ним чуть не поссорилась за эти вот слова. Спасло лишь то, что он мой старый друг.
Речь идет о памятнике Павлу Михайловичу Третьякову в Москве, который долгие годы не разрешали установить на его законное место тогдашние «руководители». Неслыханная дерзость - памятник «капиталисту»...
И только в 1980 году состоялось открытие этой работы Александра Кибальникова.
«Вот - соль земли», - теперь уже открыто утверждает мастер.
Перед открытием памятника П.М. Третьякову в Москве. 1980
Почти без постамента перед входом в Третьяковскую галерею скромно стоит ее основатель, такой неприметный и... несокрушимый, аки скала. Он и вырастает из камня и врастает в него навсегда. Едва намеченное правое колено дает намек на движение - ведь можно сделать шаг, уйти, уехать... но крепко сложенные руки на груди нас убеждают - нет, он не уйдет. Не шелохнется, не пойдет на митинг, не станет требовать, кричать и даже ничего не спросит - ему и так известно все... и он не станет есть ананасы - он доволен гречкой, ее он ел всю жизнь... и он потратит свой капитал на Русское Искусство, ему не надо «аглицких» футбольных клубов.
Портрет П.М. Третьякова. 1961. Мрамор. Собрание ГТГ
Он, кажется, совсем и не способен на подвиг: тихо прожитая жизнь, он не стрелялся, не командовал войсками, не вешался в гостинице... ну или не был там повешен, не умирал от жажды...
В памятнике Третьякову - минимум складок одежды, минимум движения и мимики, вообще - минимум ударов инструмента по камню, но максимум содержания: на смерть готов стоять Третьяков за честь и достоинство Русской Культуры.
И я вижу за ним, за его неширокой спиной, сотни... нет, тысячи... нет, сотни тысяч людей: художники и музыканты, поэты и библиотекари, хранители наших музеев, хранители нашей истории.
Чуть нахмурился Павел Михайлович Третьяков. И чуть хмурится Александр Павлович Кибальников, едва ли не на каждой своей фотографии. Уж лучше хмуриться, нежели предаваться бездумному веселью в лихие времена. В движении надбровных дуг всегда есть мысль и чувство...
22 августа этого года, на Ваше столетие, я приду к Вам, Александр Павлович, на Новодевичье кладбище и так же как Вы нахмурюсь слегка. Сколько дней утекло, сколько лет пролетело. Что-то сделано, многое сделать еще предстоит. Кто-то помнит, а кто-то, конечно, забыл. Но все-таки....
Ведь, если звезды зажигают –
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Маргарита Сюрина,
художник-живописец, куратор выставки 100-летия А.П.. Кибальникова в МАХЛ РАХ
В ноябре 2012 года в залах Музейно-выставочного комплекса Московского академического художественного лицея Российской академии художеств состоится выставка, посвященная столетию со дня рождения народного художника СССР, академика, лауреата государственных премий Александра Павювича Кибальникова.
Мы обращаемся к государственным музея« России с предложением участвовать в юбилейной выставке 100-летия АЛ. Кибальникова - его замечательные камерные скульптурные портреты из коллекций музеев станут украшением экспозиции в МАХЛ.
Мы обращаемся к людям культуры и искусства, знавшим лично Александра Павловича Кибальникова, работавшим вместе с ним, учившимся у него, с предложением участвовать в юбилейной выставке А.П. Кибальникова в Московском академическом художественном лицее.
Уже сегодня несколько современных художников России подтвердили свое участие в юбилейной выставке 100-летия А.П. Кибальникова - они представят свои новые скульптурные и живописные работы, посвященные выдающемуся мастеру.
Мы обращаемся к творческим людям Саратова и Волгограда, к москвичам, ко всем художникам России - встретим 100-летие Александра Павловича Кибальникова, оставившего мам всем произведения высочайшего уровня, созданием творческих работ, посвященных большому Художнику и главной теме его жизненного пути - достойным людям России.
О правилах участия в юбилейной выставке А.П. Кибальникова в МАХЛ РАХ можно узнать
по тел. +7 916 245 24 32
или в разделе КОНТАКТЫ сайта https://margaritasurina.ru/