HOME

Ольга Петрова «Портрет Российской Словесности»

7 декабря 2016 - 15 января 2017

Проект художника Маргариты Сюриной «Портрет Российской Словесности» отличается удивительной емкостью. Он был заявлен три года назад и к настоящему моменту проведено уже десять выставок. Тем не менее, возможности проекта далеко не исчерпаны: продолжать, расширять, развивать его направления и идеи можно бесконечно. «Портрет словесности» - это, конечно же, не только лики литераторов и людей, сопричастных к литературному творчеству, но, это и тот мир, который формирует личность писателя, формирует почву и менталитет его произведений. Люди. Природа. Города. Духовные, эстетические, этнические, исторические и даже идеологические и политические моменты. Все это отражает совокупный духовный мир писателя-творца, и является базой его словесного творчества. По такому принципу и строятся экспозиции выставок, проводимых Маргаритой Сюриной. Именно поэтому они столь разнообразны, многоплановы и многосторонни. Здесь можно увидеть не только разные направления изобразительного искусства, не только разные жанры, стили и техники, но и разные аспекты художественного бытия как такового.

Художник Маргарита Сюрина и искусствовед Ольга Петрова
Художник Маргарита Сюрина и искусствовед Ольга Петрова

7 декабря 2016 года в Музее-гуманитарном центре «Преодоление» им. Николая Островского открылась 10-я, юбилейная, выставка проекта. Как правило, каждая из проводимых в рамках этого проекта выставок имеет свою подтему и свое дополнительное название. «Русская литература и Крым» - так, например, называлась предшествующая выставка, проходившая летом. В данном случае экспозиция посвящена 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзина, знаменитого автора «Бедной Лизы» и «Истории государства российского». Государственный деятель, мыслитель, историк Карамзин при этом был и приверженцем литературного сентиментализма. Многообразие творческой активности Карамзина вполне внушительно, как и экспозиция выставки «История государства Российского в лицах». Надо отметить и то, что выставка эта проходит в два этапа: первая часть была показана в ноябре в Литературном Доме-музее Марины Цветаевой. И вот теперь - вторая часть. Некоторые экспонаты переместились из одного музейного пространства в другое. Некоторые уменьшились в объеме (например, скульптурные композиции Ивана Коржева «Емельян Пугачев», «Евпатий Коловрат» и бюст просветителя Новикова представлены здесь в миниатюрных вариантах, более соответствующих размерам данного выставочного пространства). Однако появились и новые работы.

Итак, перейдем к обзору экспозиции, проанализируем, насколько она соответствует заявленной теме. Начнем, что вполне логично, с образов самого Карамзина. Их здесь три. Радует, что все они созданы в разным стилях. Есть классический вариант, опирающийся на прижизненное изображение Николая Михайловича, созданное кистью великого Тропинина. Художник Раиса Арефьева слегка романтизирует образ, смягчает строгие черты Карамзина. Это, по сути дела, удачная творческая интерпретация работы Тропинина. Чтобы не возвращаться еще раз к именам тех художников, которые представили на выставке по нескольку работ, постараюсь сразу отмечать и другие их полотна. В случае с Раисой Арефьевой – это прекрасные портреты архиерея Тихона Шевкунова и протоирея Николая Гурьянова.

Второй портрет Карамзина создан воображением художника Леонида Козлова. Это совсем другой подход к изображению личности, я бы сказала, комплексный, когда воссоздается и сам объект, и реалии, связанные с его жизнью и творчеством: важны не столько портретное сходство или состояние души, а великие деяния исторической личности. Герой в контексте исторических реалий и своих жизненных свершений! В случае с Карамзиным - это прижизненные тома его изданий, профили выдающихся современников, корзина с рассыпанными цветами (символ «Бедной Лизы») и т.д. В таком же ключе выдержаны художником и представленные здесь портреты Владимира Даля, Ивана Федорова и Михаила Ломоносова.

Третий портрет - типичный продукт современного искусства! Это инсталляция «Книга поэта и Художника: Карамзин» - авторы Маргарита Аль и Анвар Альмухаметов, которая строится на сочетании парадоксальных моментов. Муляж обнаженной фигуры в рост из белого гипса, обклеенный газетными листами, с раскрытым, полым торсом. Распахнутая грудная клетка – символ необъятности духовного мира и бескрайности творческих интересов Карамзина. При этом, голова и плечи решены как обычный бюст, но только из гипсокартона, обклеенного все теми же печатными листами. На лице, имеющем черты портретного сходства с писателем, выделяются черные проницательные глаза. Шея прикрыта высоким воротником с шелковым коричневым бантом (как на портрете Тропинина!). Символ и конкретика соединены. При этом есть еще и вторая часть инсталляции: книжные листы из протравленной меди, соединенные в виде круговой книги с закладками, свисающими на шелковых ленточках, к которым приклеены названия многочисленных произведений Карамзина. Вот такой необычный вариант скульптурного портрета перед нами...! Все это очень интересно и радостно, поскольку отражает множественность подходов к искусству портрета, существующих в наше время.

Работы Константина Кедрова, Маргариты Юрковой и Маргариты Сюриной, «Человек-Карамзин» Маргариты аль и Анвара Альмухаметова
Работы Константина Кедрова, Маргариты Юрковой и Маргариты Сюриной,
«Человек-Карамзин» Маргариты Аль и Анвара Альмухаметова

Этим же тандемом, Маргаритой Аль и Анваром Альмухаметовым, созданы инсталляции, посвященные недавно ушедшему от нас потрясающе талантливому поэту и художнику, полиглоту и эрудиту Вили Мельникову, объединенные общим название «Книга художника и поэта: Вили»: Вот, например, изображение Вили с головой в виде загадочного фестского диска, столь же непостижимого и неразгаданного, как и природа дарования самого Вили Мельникова. И еще две инсталляции, составленные из страниц, исписанных лигвогобеленами: «Вили» и «Триптих» (в соавторстве с Валерием Корчагиным).

«Не формы, а люди важны», - полагал Карамзин. И образы людей, как тех, о которых он знал, так и представителей последующих поколений, мы можем увидеть на этой выставке. Вначале перечислю портреты непосредственно литераторов, представителей мира чистой словесности. Вот, например графическая серия Маргариты Сюриной «Художник и Гора», связанная с литературно богатым Крымом и знаменитой вершиной Ай-Петри. На фоне этой легендарной горы на этот раз представлены образы Лермонтова, Жуковского, Набокова. В данном случае синтезируется величие личности и величие природы.

Маргарита Сюрина - автор, пожалуй, и самой красочной и экспрессивной работы экспозиции. Она посвящена поэме Андрея Вознесенского «Мастера». В центре - буквально полыхающий разноцветием Собор Василия Блаженного. То, как собор представлен Маргаритой Сюриной, в чем-то перекликается с работой на ту же тему Аристарха Лентулова. Парящий в левом углу лик Вознесенского, гора экзотических овощей и фруктов на переднем плане. Полотно действительно очень красочное и эффектное.

Художник Павел Борисов на этот раз представил портреты Крылова, Гоголя, Есенина. В каждом сокрыта своя изюминка, таится своя неповторимая судьба. Стиль подачи образа слегка гротескный. Живописный язык яркий, сочный.

Поэт и художник Юриан Беляев показал небольшое по размеру, но очень трогающее своим затаенным трагизмом полотно, посвященное памяти Александра Блока («Натюрморт с незнакомцем: памяти Александра Блока»): серо-голубое пространство, белая плоскость стола, бутылки, рюмка и белый профиль безвременно ушедшего в небытие поэта.

Идущего с тростью по набережной Мойки Александра Сергеевича Пушкина изобразил в работе «Северная пальмира. Александр Пушкин» художник Геннадий Севостьянов. Изысканные графические работы Валерия Соппа запечатлели трагический образ Михаила Лермонтова и современного поэта Ильи Трофимова - «Призма. Поэт Илья Трофимов». Кстати, этот поэт читал свои утонченные стихи на открытии выставки.

Можно здесь увидеть и целую серию знаменитых людей, оказавших принципиальное влияние на русскую, российскую и даже мировую культуру. Здесь портреты Сергея Дягилева и Карла Фаберже работы неизменно острого Павла Борисова. Здесь и замечательный портрет Савелия Ямщикова работы Юрия Землянухина (им же написана историческая композиция «Допрос», связанная с событиями войны 1812 года).

В серию работ, изображающих великих людей мировой истории и культуры, можно включить и очень интересно выполненный барельеф Игоря Хамраева, посвященный Пабло Пикассо. А также его утонченную по духу и световой гамме живописную композицию «Андрей Рублев».

С Игоря Хамраева можно начать и перечисление работ иллюстративного блока. Ему принадлежит триптих своего рода образов-ассоциаций, связанных с великим «Словом о полку Игореве»: «Князь Игорь», «Дружина», «Плач жен». Это знаменательно еще и потому, что о произведениях древнерусской литературы сейчас, в период всеобщей забывчивости, надо постоянно напоминать во имя поддержания исторической памяти.

Есть здесь и замечательные иллюстрации Анны Ляшенко к рассказам Александра Малышкина, и очень тонкие иллюстрации Юрия Землянухина к повестям знаменитого мима Леонида Енгибарова и не менее знаменитого барда Булата Окуджавы. Большим юмором отличаются иллюстрации Павла Борисова к басне И.А.Крылова «Квартет» и к «Генералу Топтыгину» Н.А.Некрасова. Нежный лик «Незнакомка» с картины Елены Краснощековой несомненно навеян поэзией Александра Блока…

В программе своего проекта Маргарита Сюрина отметила, что «на каждой нашей выставке непременно складывается и галерея Святых Православных Ликов. В сезоне 2016 года на выставках проекта «Портрет Российской Словесности» зритель увидит как иконопись и миниатюру, так и живописные и графические авторские работы, посвященные: Преподобному Сергию Радонежскому и Патриарху Гермогену, Архистратигу Михаилу и Святым Апостолам, Пророку Илии и протоиерею Николаю Гурьянову;Пресвятой Богородице и Спасителю - да пребудут они всегда с нами, сохраняя Россию».

Новая экспозиция включает яркие, мощные по цветовой гаме и манере письма картины Виктории Афонской, на которых воссозданы образы Святой блаженной Ксении Петербуржской и Преподобного Никиты Переславского. Сергей Афонский на своем полотне «Безмолвие» изобразил на фоне бескрайних российских просторов многострадальную семью последнего русского императора Николая II…

Целый ряд работ связан непосредственно с христианской тематикой. Это, прежде всего мощные циклы Маргариты Юрковой: триптих «Рождество», диптих «Поклонение волхвов» и работа «Богоматерь с младенцем». Строго выверенные, очень четкие по композиции, тяготеющие к глубокому яркому цвету чистых оттенков, образы воспроизведены художником на белом фоне, что еще более подчеркивает красоту цветовых решений и своеобразие пластики фигур. Работы Юрковой покоряют своей самобытностью и неожиданностью.

Мастерски владеет техникой иконописи Людмила Чибисова, чьи работы также представлены на выставке. Её Богоматерь и крест с ликами Святых производят неизгладимое впечатление изысканностью и одухотворенностью. Николай Чибисов является уникальным мастером художественной резьбы по дереву. Создаваемые им резные образы святых уникальны и аналогов не имеют!

Необычен и натюрморт с иконами и церковной утварью, созданный воображением Алексея Барвенко. В композицию включены работы Андрея Рублева Звенигородского цикла: Архангел Михаил, Спас и Апостол Павел. Художник из хорошо известных произведений создает свой загадочный триптих, полный потаенного смысла.

Надо особо отметить и те работы, которые связаны с темами титанического труда Истории государства Российского самого Карамзина: а именно, скульптурную композицию Ивана Коржева, изображающую посаженного в клетку, плененного Пугачева; а также потрясающий, глубоко выстраданный цикл из четырех работ на тему Смутного времени Валерия Рябовола.

Представлены здесь и пейзажи, те места и образы, которые будоражили фантазию наших писателей. «Весенний Владимир» и «Спасо-Бородинский монастырь» Елены Краснощековой, работы Татьяны Гореловой «Ярмарка» и «Весна». Виды Булгаковской Москвы Сергея Афонского и навеянный красотами Крыма триптих Игоря Хамраева «Живописные строки».

Нельзя не упомянуть прекрасную мелкую пластику Игоря Хамраева и Владимира Чибисова (медали, рельефы), завораживающую компьютерную графику поэта Елены Кацюбы и яркие, опциональные абстракции поэта Константина Кедрова «Суд Париса», «Бесконечность всюду» и «Вечер».

Беглое путешествие по выставке «История государства Российского в лицах» очень ярко отражает как мощный потенциал проекта Маргариты Сюриной, так и бесконечный и многогранный талант наших современных художников.

Ольга Петрова,
кандидат искусствоведения

Открытие выставки к 250-летию Николая Карамзина в музее "Преодоление:

Site design: Tatyana Uspenskaya