Натэлла Войскунская «Маргарита СЮРИНА. ЛЕСТНИЦА В НЕБО»

Галерея  АСТИ

Маргарита СЮРИНА

ЛЕСТНИЦА В НЕБО

Живопись, графика

«Пейзаж должен изображать землю,
по которой можно ходить, и небо,
по которому можно летать …»

Максимилиан Волошин

Выставка живописных и графических работ Маргариты Сюриной «Лестница в небо» позаимствовала свое название из известной песни  Леда Зеппелина “Stairway to Heaven”. Особенности семантики английского языка таковы, что Stairway – это лестница без перил, без опоры. Таким образом, художник обозначает эту экспозицию, как попытку восхождения, и зрителю предлагается оценить, удалось ли автору решить поставленную перед самим собой задачу…

Лестница в небо в контексте христианской иконографии – это символ, имеющий несколько значений: библейское относит нас к сну Иакова ([Быт. 28:12), в котором ангелы восходят по лестнице к Богу и нисходят по ней же]. Второе значение имеет лестница, приставленная к кресту, ведущая на крест. Это путь к спасению через страдание. Третье значение лестница имеет в Богородичных иконах: в руках Богоматери – это символ «нисхождения» Бога через Нее в мир, в Его телесное воплощение. В экспозиции органично представлена обвитая виноградной лозой лестница, как бы напоминающая нам  о символе Евхаристии, святом таинстве причастия.

В центре выставки – полиптих «Легенда о караимах»: свиток, раскрывающийся справа налево, разворачивает перед глазами зрителей бескрайний пейзаж – портрет Земли, ограниченный лишь еще более бескрайним небом. Караимская тема продолжается и в серии работ Чуфут-Кале, и в Бахчисарайских пейзажах. Невольно возникающие ассоциации переносят зрителя на 100 лет назад – к «Киммерийской весне» и «Киммерийским сумеркам» Максимилиана  Волошина, посвященным знаменитому русскому живописцу Константину Федоровичу Богаевскому, в чьем творчестве Крым, Чуфут-Кале, Бахчисарай стали квинтэссенцией творческого самовыражения…

В гранитах скал — надломленные крылья.
Под бременем холмов — изогнутый хребет.
Земли отверженной — застывшие усилья.
Уста Праматери, которым слова нет!

 

1906

При всей сюжетной схожести между художниками – почти столетний временной разрыв. Поэтому у них совершенно различен творческий метод живописного осмысления изображаемой природы: у Богаевского – романтический и символистский, а у Сюриной – реалистически-приземленный. Отсюда и разница колористических решений.

Древняя Киммерия – тема благодатная и поистине неисчерпаемая. Не приходится удивляться, что в каждом поколении живописцев находится мастер, всерьез «заболевший» этой темой. По какому бы пути ни пошла Маргарита Сюрина, Киммерия, скорее всего, не «отпустит» ее.

Натэлла Войскунская