О художнике Маргарите Юрковой
Мы познакомились с Маргаритой Николаевной Юрковой в Творческой мастерской скульптора Александра Рябичева на ее персональной выставке, названной «МЕР-КА-БА», с успехом прошедшей в апреле этого года. Познакомились недавно, а чувство возникло такое, будто мы знаем друг друга очень давно. Может быть оттого, что мы тезки, а быть может потому, что с первого же взгляда на выставленные работы я ощутила удивительное созвучие идей и образов художника Маргариты Юрковой собственным мыслям и чувствам…
Автор Выставки Маргарита Юркова и художник Маргарита Сюрина
О концепции выставки «МЕР-КА-БА» автор говорит вот что: «В каждой точке — вся вселенная. Все, чем я занималась до этого времени и есть этот проект Мер-Ка-Ба…»
Здесь все понятно, и потому не стану я анализировать концепцию, не стану рассыпаться сложными искусствоведческими терминами, пронзительно блистающими нынче по статьям, как дешевая бижутерия. Я буду писать так, как способен написать художник, столкнувшийся лицом к лицу с другим художником.
Маргарита Николаевна Юркова принципиально не замечает формальных различий, иначе говоря – не придает никакого значения стандартным клише, властвующим сегодня над массовым мировоззрением, разделяющим единую плоть мироздания на отдельно взятые «смысловые тематические ниши».
Эта идея была выражена уже в самой экспозиции выставки – в высоком и гулком пространстве скульптурной мастерской в одном ряду соседями вдруг стали: Богородица, морские раковины, деревенские коты, Ангелы и тыквы с яблоками…
Маргарита Юркова «Золотой ангел», 60х80, холст, масло, 1992 год
«А ведь Вы намеренно повесили эти работы рядом», - сказала-спросила я у автора, разглядывая два соседствующих графических листа – «Богородицу» и «Котов».
Автор ответила мне: «Так мы сделали ковровую развеску просто – все подряд…»
Просто, да не так все и просто…
В этом и таится суть отношения и к жизни, и к искусству – Маргарита Юркова просто очень добрый художник и человек. Она просто любит рисовать и набрасывать краски на холст, потому и линии, и цветовые пятна в ее работах движутся свободно и органично, а созданные ею образы понятны всем без исключения. Она просто любит жизнь, все то, что видит: детей, животных, бабочек; Евангельские сюжеты в ее исполнении становятся Высоким Бытописанием, а сцены окружающего быта поднимаются до уровня Священного Таинства…
Это редкий и счастливый пример, когда «любовная лодка НЕ разбилась о быт», когда остались в стороне и суета, и будни, а в фокусе внимания лишь только «хорошее, доброе, вечное»,
только радость и свет…
Увидеть «свет в окошке» способен каждый, особенно, если станет долго тренироваться.
Но вот увидеть свет во всем - способен далеко не каждый.
Маргарита Николаевна Юркова видит этот свет и умеет его отражать.
В конечном счете, именно к этому и стремятся во все времена настоящие художники, именно об этом и стоит говорить: на разных языках, в любой манере, в различных техниках, стилистиках, всегда…
И, как сказал однажды Данте Алигьери:
Господня Слава всюду разлита,
По степени достоинства вселенной…
И от нее не может быть щита.
Фотографии с выставки "МЕР-КА-БА" - Александра Загряжская