Маргарита Сюрина. О ВЫСТАВКЕ «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом»

«Я совсем не европеец. Эврика»
Наталия Гончарова 

Нам с вами крупно повезло, современники:

С 16 октября 2013 по 16 февраля 2014 в выставочных залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу, 10 открыта выставка «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом».

Выставку эту просто необходимо увидеть.

Имя Наталии Сергеевны Гончаровой хорошо известно каждому уважающему себя художнику, и каждый зритель, увидевший однажды ее произведения, запомнит их так же прочно и цепко, как запомнил он однажды профиль Нефертити или «Троицу» Андрея Рублева, или улыбку Джоконды.

Н.С. Гончарова  'АВТОПОРТРЕТ С ЖЕЛТЫМИ ЛИЛИЯМИ', собрание ГТГ
Н.С. ГОНЧАРОВА  «АВТОПОРТРЕТ С ЖЕЛТЫМИ ЛИЛИЯМИ», собрание ГТГ

В 1913 году Третьяковская галерея приобрела впервые две картины Гончаровой.

И вот теперь, спустя сто лет, осуществляет наиболее полный показ произведений художника. На выставке представлены работы Гончаровой из других музеев России, Франции и Германии, из частных коллекций разных стран, но золотое ядро экспозиции составляет собрание из фондов Третьяковки. И, слава Богу, что именно так, и в этом есть знак свыше. Ведь сама Наталия Гончарова, вместе с Михаилом Ларионовым,  оставила  Россию в 1915-ом, не станем гадать, почему. Оттого ли, что ее картины часто «арестовывали» на выставках в России, из-за бесконечных ли споров «лучизм-футуризм-кубизм» или просто потому, что Дягилев помог в Европе. Ох уж этот Дягилев! Ведь без него, наверное, о нас в Европе так ничего бы и не узнали, кроме «балалайка» и «матрешка».  В любом случае, и жизнь, и творческая судьба Наталии Гончаровой сложились куда более успешно чем, например,  судьба другой «амазонки русского авангарда» - Ольги Розановой.

«Амазонками» - принято называть женщин в искусстве, видимо потому, что им всегда приходится сражаться за свое право творить с «кентаврами», «титанами» и  «греческими героями». Только с «олимпийцами» они боев никогда не ведут. Ведь на Олимпе, как это ни странно, богов и богинь приблизительно поровну.

Поразительно, Ольга Розанова родилась в один день с Наталией Гончаровой,  но с разницей в пять лет:

Наталия Сергеевна Гончарова  родилась  21 июня (3 июля) 1881 года в Тульской губернии,
Ольга Владимировна Розанова  родилась 21 июня (3 июля) 1886 года во Владимирской губернии.

Этим летом я с удовольствием рассматривала «вживую» одну  работу Ольги Розановой в Художественном музее им. Радищева в Саратове, которую до этого знала по репродукциям.
И я нисколько не была разочарована.

О.В. РОЗАНОВА 'НАТЮРМОРТ', собрание Художественного музея  им. А.Н. Радищева
О.В.  РОЗАНОВА  «НАТЮРМОРТ», собрание Художественного музея им. А.Н. Радищева

Ольга Розанова была и замечательным художником и ведущим теоретиком нового русского искусства 20-го века. И кого только не было рядом: В. Хлебников, К. Малевич, В. Маяковский, А. Крученых, наконец, ближайший друг и отчасти спутник жизни.

И я предполагаю, что знаменитая выставка Наталии Гончаровой 1913 года, на которой она показала 750 произведений, когда на нее налетели критики с разных сторон, но поддержал Александр  Бенуа, а Грабарь приобрел для  собрания Третьяковки те первые две работы, не могла не вдохновить Ольгу Розанову на подвиг, эта история и нас сегодня вдохновляет.

Но в этом и скрывается разница:
в невероятной мощи и работоспособности Наталии Гончаровой, шутка ли, 750 работ за 13 лет!

«Гончарова, это слово тогда звучало победой» - сказала Цветаева.

Ольга Владимировна Розанова умерла от дифтерита в 32 года, в 1918-ом в Москве. Наталия Сергеевна Гончарова прожила до 81 года, продолжая рисовать и писать до самого  конца. Она умерла в 1962-ом, но в Париже.

Палитра Гончаровой стала много сдержаннее в цвете с переездом в Европу.
Меня это особенно заинтересовало, ведь мы всегда замечаем то, что нам близко, а моя собственная палитра всегда становилась сближенной и сдержанной в европейских циклах.
Но как бы ни были великолепны монохромные «Испанки» Гончаровой,
зритель, если и не понимает, так хотя бы чувствует,
что не это было главным в ее творческом поиске.
И сколько бы ни восхищались ее беспредметной живописью,
меня, например, покорили ее «Купальщицы»,
каждый скажет, что не это выражает характер искусства Гончаровой.

Даже тонированием стендов в экспозиции выставки выделено главное:
и максимальной насыщенности цвета,
и максимальной лаконичности и выразительности образов
русский художник достигает только тогда,
когда касается ступнями ног щедрой и бескрайней, убогой и неустроенной нашей земли.
И в этом есть тайна. 

Н.С. Гончарова  'ЛЕВ' - часть полиптиха 'СБОР ВИНОГРАДА'Н.С. Гончарова  'ЛЕБЕДЬ' -  часть полиптиха 'СБОР ВИНОГРАДА'
Н.С. ГОНЧАРОВА «ЛЕВ» И «ЛЕБЕДЬ» части полиптиха «СБОР ВИНОГРАДА», собрание ГТГ

Между Востоком и Западом распростерта Россия, как на распятии.
И нам никуда от этого факта не скрыться, не уйти, не уехать, не улететь на остров Таити.
Поэтому стоит сходить на выставку Наталии Гончаровой, если Вы еще не были.
Стоит сходить и еще раз, если Вы уже были.
Здесь есть чем восхититься, есть о чем задуматься и есть чему научиться.
Гончарова – это слово и сегодня зазвучало победой.

 

Маргарита Сюрина, 10 ноября 2013 года.