ВЕРНИСАЖ ВЫСТАВКИ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО В ЛИЦАХ»

Дом-музей Марины Цветаевой, 16 ноября 2016 года.

Крест с избранными Святыми, Икона «Борис и Глеб», икона «Богородица на Троне» художников Николая и Людмилы Чибисовых в витрине зеркального зала музея Цветаевой. Фото Татьяны Успенской
Крест с избранными Святыми, Икона «Борис и Глеб», икона «Богородица на Троне» художников Николая и Людмилы Чибисовых в витрине зеркального зала музея Цветаевой. Фото Татьяны Успенской

16 ноября 2016 года в Борисоглебском переулке Москвы состоялось открытие выставки «История государства Российского в лицах», приуроченной к 250-летию Николая Михайловича Карамзина. В экспозиции трех камерных залах Дома-музея Марины Цветаевой развернулась воистину масштабная панорама истории нашего Отечества, отраженная в полотнах живописцев и в монументальных скульптурных портретах,  в проникновенных графических листах к русской поэзии и прозе, в бронзовых медалях и в иконописи.

От самых мрачных и постыдных исторических воспоминаний, каким является, например, расстрел семьи последнего русского Государя-императора Николая II в работе художника Сергея Афонского «Екатеринбургская молитва», до самых светлых и чистых образов Святого преподобного Сергия Радонежского в работах Заслуженного художника России Геннадия Животова, Виктории Афонской и Маргариты Алёничевой. От самых могучих и по форме и по смыслу скульптур Заслуженного художника России Ивана Коржева «Евпатий Коловрат» и «Емельян Пугачёв» до самых лирических и проникновенных сюжетов. Например, иллюстрации художника Юрия Черепанова  к стихотворению Анны Ахматовой «Слушая пение», написанному Анной Андреевной  19 декабря 1961 года (на Николу Зимнего) в Больнице им. Ленина, когда она услышала по радио, как поёт Галина Вишневская  «Бразильскую бахиану»...

И слёзы готовы вдруг хлынуть из глаз, едва представляешь в больнице великого поэта, когда ощущаешь, как вслушивалась она в это пение, когда догадываешься, вдруг, как тонко всё это прочувствовал художник, нарисовавший тушью по бумаге такую эпитафию.

На смерть поэта. На смерть художника. На смерть русской культуры...

И потому в концертном зале музея Цветаевой на одной из ключевых стен экспозиции выстраивается ряд холодных акварелей Заслуженного художника России Валерия Рябовола «Соловки», в соседстве с которым портреты Александра Исаевича Солженицына - художников Павла Борисова и Маргариты Сюриной. И только недалёкий ум не в состоянии понять, зачем на одной стене в экспозиции соседствуют портрет Петра Великого из творческого наследия Народного художника России Геннадия Севостьянова и работа Игоря Хамраева «Два гения. Врубель и Лермонтов», разделенные или же объединенные между собой прозрачной и светлой Богородицей  художника Маргариты Юрковой.

 Но ведь всё это именно так и есть в нашей с вами истории, ибо между гением и царём – вечная пропасть, закрыть которую ничем невозможно...

Кроме Пресвятой Богородицы.

Но ведь это именно  наша культура явила миру рыцарей высокого духа, таких, как  Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь, таких, как Булат Шалвович Окуджава и Дмитрий Сергеевич Лихачёв – и все они на нашей выставке в работах Юрия Землянухина и Маргариты Сюриной, Павла Борисова и Раисы Арефьевой.

И ведь это именно в нашей с вами истории умели преодолевать самые тяжелые, самые смутные времена. В эти непростые времена всегда обращались - к народу - и патриархи, и воеводы, и князья... и народ  поднимался, становил всё как надо, и строил дивные храмы фантастических очертаний и нарядных цветов, заново поднимал города. А цари после этого выкалывали очи мастерам-умельцам, сажали в клеть бунтовщиков и просто несогласных, превращали монастыри в лагеря, а храмы в бассейны. И клеймили позором всех прежних царей, повсюду воздвигая памятники любимым себе. Но сколько бы это всё не продолжалось, обязательно остается в веках только самое главное, самое доброе и красивое...

Работы художников Маргариты Сюриной, Валерия Соппа, Маргариты Юрковой, Елены Краснощековой, Юрия Землянухина, Геннадия Животова в экспозиции зеркального зала музея Цветаевой. Фото М. С.
Работы художников Маргариты Сюриной, Валерия Соппа, Маргариты Юрковой, Елены Краснощековой, Юрия Землянухина, Геннадия Животова в экспозиции зеркального зала музея Цветаевой. Фото М. С.

Только самые умные и тонкие люди остаются в веках. Такие люди, как Николай Карамзин и Михаил Ломоносов, Иван Фёдоров и Владимир Даль – и все они на нашей выставке в графике художника Леонида Козлова. Только самые тонкие и мудрые люди в состоянии понять, для чего на выставке соседствуют в витринах и на стенах такие контрасты. Зачем в одной экспозиции собраны воедино традиционная иконопись художников Николая и Людмилы чибисовых и авангардные арт-объекты художников Маргариты Аль и Анвара Альмухаметова. Когда даже в палитре одного художника имеется мощнейший диапазон, как в работах Татьяны Гореловой, от холодных и сумрачных зимних пейзажей к праздничной и солнечной (и тоже зимней) «Ярмарке».

Праздник в русской культуре приходит всегда неожиданно, и его всегда невозможно миновать. Он возникает, вдруг, в самом сердце, поднимается ввысь из неведомых тайных глубин и не позволяет расстроиться и разреветься, не разрешает расслабиться и предаваться унынию, не даёт опуститься и потерять человеческое лицо...

16 ноября Дом-музей Марины Цветаевой был полон умными и талантливыми людьми, сохранившими своё человеческое лицо в наше смутное время.

И пусть всё меняется в этом мире – президенты и директора музеев, общественный порядок и государственный строй, пусть сменяют друг друга чиновники и бухгалтера, порывистый ветер и проливные дожди, трескучий мороз и полуденный летний зной...

Это совершенно естественно, ибо всё в этой жизни бренно.

Но художественный проект «Портрет Российской Словесности» с успехом открыл вот уже девятую тематическую выставку за минувшие три года. Художники и поэты проекта продолжают писать картины и стихи, создавать скульптуры и поэмы, портреты и  романсы...

И не стоит удивляться, ведь только искусство – вечно.

Художник Маргарита Сюрина,
руководитель проекта «Портрет Российской Словесности»
22 ноября 2016 года, Москва

Графика Константина Кедрова-Челищева в витрине концертного зала музея Цветаевой. Фото Татьяны Успенской
Графика Константина Кедрова-Челищева в витрине концертного зала музея Цветаевой. Фото Татьяны Успенской

 

ФОТОРЕПОРТАЖ ВЕРНИСАЖА ВЫСТАВКИ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО В ЛИЦАХ»