Маргарита Сюрина. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ СКУЛЬПТОРА А.П. КИБАЛЬНИКОВА

Журнал "Русская галерея - XXI век", № 2, 2012
Оригинал статьи (pdf файл)

Обложка журнала «Русская галерея - XXI век»

 

Александр  Павлович Кибальников

 

В 2012 году исполняется 100 лет со дня рождения народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата государственных премий, выдающегося скульптора нашего Отечества - Александра Павловича Кибальникова.

Александр Павлович Кибальников - мастер, сумевший воплотить в своих работах портрет эпохи, отразить яркие страницы и образы нашей истории, все то, чем по праву гордится Россия и сегодня. Он автор памятников Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади и Павлу Михайловичу Третьякову перед Государственной Третьяковской галереей в Москве. Николаю Чернышевскому и Александру Радищеву в Саратове. Сергею Есенину в Рязани, руководитель проекта и автор центральных скульптур («Солдат» и «Жажда») мемориала «Защитникам Брестской крепости».

Маленький Саша Кибальников с родителями и сестрой. 1918
Маленький Саша Кибальников с родителями и сестрой. 1918

Родился в крестьянской семье 22 августа 1912 года в слободе Орехово на реке Медведице.
1929-1933 гг. - учеба в Саратовском художественном техникуме.
1934-1937 гг. - работа по творческим договорам, служба в армии.
1938-1939 гг. - работа в Курском драматическом театре.
1940 г. - II место на первом туре конкурса на создание памятника Н.Г. Чернышевскому в Ленинграде и Саратове.
1941-1945 гг. - годы жизни и работы в Саратове, награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
1046 г. - создание скульптуры - «Непокоренный». II Республиканская премия на выставке в Москве. Работа над портретом Н.Г. Чернышевского.
1947 г. - создание скульптуры «Пробуждение».
1948 г. - создание портретного бюста А.Н. Радищева. Работа над образом Н.Г. Чернышевского.
1949 г. - Государственная премия СССР на Всесоюзной выставке за статую Н.Г. Чернышевского. Переезд в Москву.
1951 г. - Государственная премия СССР на Всесоюзной выставке за статую И.В. Сталина.
1953 г. - открытие памятника Н.Г. Чернышевскому в Саратове. Создание поясного портрета А.Н. Радищева. Начало работы над образом В.В. Маяковского.
1955 г. - избрание действительным членом Академии художеств СССР. Создание многофигурного монумента «Героям, борцам Красного Царицына» в Волгограде. Творческая командировка в Венгрию и Румынию, знакомство с К. Баба.
1956  г. - создание портрета В.В. Маяковского. Победа в многолетнем конкурсе на проект памятника поэту в Москве. Творческая поездка в Италию.
1957 г. - памятник В.В. Маяковскому на могиле поэта на Новодевичьем кладбище. Проект двух фигур: «К солнцу!» и «В космос!».
1958 г. - бронзовая медаль Международной выставки в Брюсселе за скульптурный портрет В.В. Маяковского. Открытие памятника В.В. Маяковскому в Москве.
1959 г. - присуждение Ленинской премии за памятник В.В. Маяковскому.
1961 г. - выполнение в кованой меди четырехметровых фигур «Наука» и «Прогресс» для Звездного городка. Бронзовая фигура «К солнцу!» установлена перед фасадом одного из зданий ООН в Женеве. Создание скульптурного портрета П.М. Третьякова.
1963 г. - присвоено звание народного художника РСФСР, присвоено звание народного художника СССР.
1965 г. - создание мраморного портрета В.В. Маяковского, установленного на станции метро «Маяковская» в Москве.
1961-1979 гг. - работа над ленинианой (памятники в Саратове. Елабуге и др.).
1968 г. - работа над мемориалом «Защитникам Брестской крепости».
1969 г. - творческая командировка во Францию.
1970 г. - избрание почетным гражданином Саратова, завершение работы над мемориалом «Защитникам Брестской крепости!*. А.П. Кибальников - руководитель творческого коллектива, создавшего мемориальный комплекс, автор центральных обьектов мемориала: скульптур «Солдат» (35 м), «Жажда» и обелиска «Штык» (100 м).
1971 г.- открытие мемориала в Бресте.
1972 г. - работа над памятником С.А. Есенину в Рязани.
1974 г. - избрание членом президиума Академии художеств СССР, академиком-секретарем отделения скульптуры академии. Создание нового памятника А.Н. Радищеву в Саратове.
1975 г. - творческая поездка в Англию, знакомство с Генри Муром. Открытие памятника Сергею Есенину в Рязани. Избрание почетным гражданином Рязани.
1976 г. - присуждение Государственной премии СССР им. И.Е. Репина за памятник С.А. Есенину в Рязани.
1977 г. - творческие поездки во Францию и Испанию. Завершение работы над памятником П.М. Третьякову в Москве.
1980 г. - открытие памятника П.М. Третьякову перед Третьяковской галереей в Москве. Работа над образом продолжалась 18 лет.
1983 г. - награжден золотой медалью Академии художеств СССР за памятник П.М. Третьякову в Москве.
Александр Павлович Кибальников умер 5 сентября 1987 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

На выставке со зрителями. Москва, конец 1970-х
На выставке со зрителями. Москва, конец 1970-х

А.П. Кибальников с летчиком-космонавтом A.A. Леоновым. Конец 1960-х
А.П. Кибальников с летчиком-космонавтом A.A. Леоновым. Конец 1960-х

Мне в жизни повезло - я встретила много выдающихся людей культуры и искусства: художников и музыкантов, актеров и писателей... И одного - Великого. С него-то все и начиналось в творческой моей биографии.

А.П. Кибальников. 1980-е
А.П. Кибальников. 1980-е

В двенадцать лет я впервые переступила порог мастерской Александра Кибальникова на Верхней Масловке. «Поедем показывать твои рисунки народному художнику, он автор памятника Маяковскому в Москве», - сказал мне мой папа.
«О-о!...» - подумала я и настроилась на самое худшее. В страхе стояла я в дверях мастерской великого мастера. Открыл помощник: «Входите!» Мы вошли.
«Александр Павлович, - позвал помощник. - к вам тут девочка с папой...»
«Девочка?! - из мастерской быстро выглянул бородатый дед с седыми кудрями, спадающими на лоб. - сейчас приду...» Нас проводили в маленькую «приемную», если это можно было так назвать: простая мебель, едва ли не ее отсутствие...
И тут же в комнатку зашел тот самый бородатый дед в халате, весь с головы до ног заляпанный глиною, гипсом и пластилином. Мы познакомились. Он глядел внимательно, внимательно слушал, а потом вдруг заявил: «Раскладывай рисунки!»
Кибальников пристально рассматривал работы, подошел, взял один лист, другой...
-      А это что? - спросил он, указав на стопку листов в моих руках.
-      Так все не поместилось...
Он поднял бровь.
-      Давай-ка по частям, вот этот - он хороший, подай-ка мне его... и тот... клади другие...
Я все раскладывала новые и новые листы...
Александр Павлович округлил глаза.
-      Да как у тебя много работ! Это за сколько времени?
Я ответила. Он хмыкнул.
-      Ты, что же, так любишь рисовать?
Я, как и полагается подростку, нахмурилась и что-то пробурчала неразборчиво.
Он засмеялся:
-      Ишь как хмурится, не хочет говорить... и правильно! Ты никому не говори, об этом говорить нельзя...

Памятник Н.Г. Чернышевскому в Саратове. 1953. Бронза
Памятник Н.Г. Чернышевскому в Саратове. 1953. Бронза

Мы с родителями часто бывали в гостях у семьи Кибальниковых, в высотном доме на Котельнической набережной. Дом их всегда был открыт для друзей и славился щедростью и хлебосольством. Космонавты и певцы, художники и режиссеры - в том доме все чувствовали себя свободно и радостно.
Хорошо помню: просторная зала, огромное окно с панорамой Москвы - с высоты семнадцатого этажа все казалось таким игрушечным...
Перед окном стоит высокий фикус с большими круглыми листьями. Под фикусом - бюст Маяковского, стремительный поворот головы поэта, нахмуренные брови...

А во главе огромного стола - хозяин - прямо перед Маяковским, совсем седой и что-то хмурится слегка...

Портрет В.В. Маяковского. 1956. Бронза. Собрание В.Л. Кибальниковой
Портрет В.В. Маяковского. 1956.
Бронза. Собрание В.Л. Кибальниковой
За работой над памятником В.В. Маяковскому. 1956
За работой над памятником
В.В. Маяковскому. 1956

И на ум приходят строчки другого поэта:

Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный.
Я не буду больше молодым...

Дым... дым Отечества. Дым деревень, горящих под Смоленском, дым Сталинградской битвы, дым гарнизонов Бреста...
Впервые я увидела мемориал «Защитникам Брестской крепости» в конце восьмидесятых.

Мемориальный ансамбль «Защитникам Брестской крепости». 1970
Мемориальный ансамбль «Защитникам Брестской крепости». 1970.
Воины ВОВ в 1971 году у скульптуры «Солдат». Бетон. (Высота 350 м)

У каждого, кто побывал однажды там, всегда хранится в памяти суровый профиль русского солдата, врастающего грудью в руины крепости и... вырастающего навсегда из них. И чуть в стороне, у берега Буга - памятник «Жажда» - солдат, пробравшийся за водой под обстрелом фашистов. Идея создания этой скульптуры возникла в самый последний момент перед сдачей проекта - такого не было в «планах». Утверждающая комиссия партийцев скривила рты: «Какой это образ защитника-воина вы тут отражаете?!»

Мемориальный ансамбль «Защитникам Брестской крепости». 1970
Мемориальный ансамбль «Защитникам Брестской крепости». 1970.
Скульптура «Жажда». 1970. Бетон

- Тот самый. - ответил художник. - образ народа, миллионами жизней погибших заслужившего право на память…
В день открытия мемориала Брестской крепости, в каску ползущего к Бугу солдата простые люди принесли и налили воды. С тех пор вода эта не иссякает...

За работой над эскизом памятника Сергею Есенину в Рязани. 1970-е
За работой над эскизом памятника Сергею Есенину в Рязани. 1970-е

Следующей большей новой работой Александра Павловича стал памятник Сергею Есенину в Рязани. Не знаю, отмечено ли это искусствоведами, но для меня здесь очевидно продолжение пластической идеи Бреста - русский поэт вырастает из земли и врастает в нее навсегда, точно так, как солдат-исполин Брестской крепости.

За работой над эскизом памятника Сергею Есенину в Рязани. 1970-е
За работой над эскизом памятника Сергею Есенину в Рязани. 1970-е

Поэт раскинул руки, будто крылья, как птица, готовая взлететь... да вот беда - земля-то не пускает. Даже пластическое решение этой самой земли в памятнике напоминает мне руины гарнизонов Бреста. Памятник Есенину настолько пронзительный и горький, что я никак все не решаюсь согласиться с этим. И в памяти всплывают строки совсем другого поэта:

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздились, грязные...

Да прав, конечно. Александр Кибальников - у нас в России так с поэтами всегда...
Художник будто намекает зрителю - вот соль земли Отечества: защитник-воин и поэт, за честь идущие на смерть...

Памятник Сергею Есенину. Рязань. 1975. Бронза
Памятник Сергею Есенину. Рязань. 1975. Бронза

Мой самый любимый памятник работы Александра Павловича Кибальникова на первый взгляд совсем другой, он тихий и неброский. «Совсем невыразительный». - сказал мне про него один знакомый скульптор. Я с ним чуть не поссорилась за эти вот слова. Спасло лишь то, что он мой старый друг.
Речь идет о памятнике Павлу Михайловичу Третьякову в Москве, который долгие годы не разрешали установить на его законное место тогдашние «руководители». Неслыханная дерзость - памятник «капиталисту»...
И только в 1980 году состоялось открытие этой работы Александра Кибальникова.
«Вот - соль земли», - теперь уже открыто утверждает мастер.

Перед открытием памятника П.М. Третьякову в Москве. 1980
Перед открытием памятника П.М. Третьякову в Москве. 1980

Почти без постамента перед входом в Третьяковскую галерею скромно стоит ее основатель, такой неприметный и... несокрушимый, аки скала. Он и вырастает из камня и врастает в него навсегда. Едва намеченное правое колено дает намек на движение - ведь можно сделать шаг, уйти, уехать... но крепко сложенные руки на груди нас убеждают - нет, он не уйдет. Не шелохнется, не пойдет на митинг, не станет требовать, кричать и даже ничего не спросит - ему и так известно все... и он не станет есть ананасы - он доволен гречкой, ее он ел всю жизнь... и он потратит свой капитал на Русское Искусство, ему не надо «аглицких» футбольных клубов.

Портрет П.М. Третьякова. 1961. Мрамор. Собрание ГТГ
Портрет П.М. Третьякова. 1961. Мрамор. Собрание ГТГ

Он, кажется, совсем и не способен на подвиг: тихо прожитая жизнь, он не стрелялся, не командовал войсками, не вешался в гостинице... ну или не был там повешен, не умирал от жажды...
В памятнике Третьякову - минимум складок одежды, минимум движения и мимики, вообще - минимум ударов инструмента по камню, но максимум содержания: на смерть готов стоять Третьяков за честь и достоинство Русской Культуры.
И я вижу за ним, за его неширокой спиной, сотни... нет, тысячи... нет, сотни тысяч людей: художники и музыканты, поэты и библиотекари, хранители наших музеев, хранители нашей истории.
Чуть нахмурился Павел Михайлович Третьяков. И чуть хмурится Александр Павлович Кибальников, едва ли не на каждой своей фотографии. Уж лучше хмуриться, нежели предаваться бездумному веселью в лихие времена. В движении надбровных дуг всегда есть мысль и чувство...
22 августа этого года, на Ваше столетие, я приду к Вам, Александр Павлович, на Новодевичье кладбище и так же как Вы нахмурюсь слегка. Сколько дней утекло, сколько лет пролетело. Что-то сделано, многое сделать еще предстоит. Кто-то помнит, а кто-то, конечно, забыл. Но все-таки....

Ведь, если звезды зажигают –
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Маргарита Сюрина,
художник-живописец, куратор выставки 100-летия А.П.. Кибальникова в МАХЛ РАХ

 

В ноябре 2012 года в залах Музейно-выставочного комплекса Московского академического художественного лицея Российской академии художеств состоится выставка, посвященная столетию со дня рождения народного художника СССР, академика, лауреата государственных премий Александра Павювича Кибальникова.
Мы обращаемся к государственным музея« России с предложением участвовать в юбилейной выставке 100-летия АЛ. Кибальникова - его замечательные камерные скульптурные портреты из коллекций музеев станут украшением экспозиции в МАХЛ.
Мы обращаемся к людям культуры и искусства, знавшим лично Александра Павловича Кибальникова, работавшим вместе с ним, учившимся у него, с предложением участвовать в юбилейной выставке А.П. Кибальникова в Московском академическом художественном лицее.
Уже сегодня несколько современных художников России подтвердили свое участие в юбилейной выставке 100-летия А.П. Кибальникова - они представят свои новые скульптурные и живописные работы, посвященные выдающемуся мастеру.
Мы обращаемся к творческим людям Саратова и Волгограда, к москвичам, ко всем художникам России - встретим 100-летие Александра Павловича Кибальникова, оставившего мам всем произведения высочайшего уровня, созданием творческих работ, посвященных большому Художнику и главной теме его жизненного пути - достойным людям России.

О правилах участия в юбилейной выставке А.П. Кибальникова в МАХЛ РАХ можно узнать
по тел. +7 916 245 24 32
или в разделе КОНТАКТЫ сайта https://margaritasurina.ru/

Вернуться к «Публицистика Маргариты Сюриной»