Журнал ПОэтов ДООС "Астероид Таврида", №4(70) 2016
The original article (pdf file)
Гостиная журнала ЛиФФт
Маргарита Сюрина – художник. Член Творческого Союза Художников России
Идея художественного проекта «Портрет Российской Словесности» родилась в моей голове в 2013 году на берегу Волги неподалеку от Саратова, когда я сидела в камышах на берегу великой реки и рисовала, при виде огромного облака - вырвавшегося неожиданно ввысь из ровной гряды облаков и принявшего вдруг очертания лица Льва Николаевича Толстого...
И, может быть, что облако это было похоже на кого- то другого, ведь бородатых старцев так много в нашей истории; может быть, что это облако было вовсе и не из нашей истории, ведь облака даются нам свыше; но я отчего-то моментально решила, что именно Лев Толстой возник тут передо мною в небе над Волгой. Как удивительно и неразрывно связаны в русском мышлении словесные и зрительные образы! И как загадочно и неожиданно образы словесные формируют наше мирови- дение? И вот тогда я задумала показывать выставки именно об этом - о глубоком взаимодействии словесных и зрительных форм, при непременном участии в этих выставках и современных отечественных художников, и современных отечественных поэтов.
Ежегодный художественный проект «Портрет Российской Словесности» был начат в 2014 году, когда впервые творческая группа художников и поэтов представила выставку в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве, сразу же получившую высокую оценку специалистов. Каждый год наш проект представ ляет несколько тематических выставок о русской литературе, в 2016 году мы открыли сезон двумя параллельными экспозициями «Русская литература и Крым» в Доме-музее Марины Цветаевой и в Музее-центре «Преодоление» имени Н.А. Островского в Москве.
Русская литература и культура сплетаются с историей Таврической губернии в тугой корабельный канат - пропитанный солью Чёрного моря, выгоревший добела под палящими лучами южного Солнца и впитавший в себя весь песок и ракушечник древних культур крымской земли. От некогда скакавших вТаврическихстепяхдревнихскифов - к амазонкам и кентаврам, мифам Эллады с путешествием Аргонавтов; к загадочным таврам и феодорийцам - язычникам, поклонявшихся Быку и Деве; к древнему христианству из уст Святого Апостола Андрея Первозванного и крещению Равноапостольного князя Владимира в древнем Херсонесе.
Проникнуть в самую суть Таврической культуры, вскрыть глубинные истоки словотворчества и образотворчества крымской земли - вот непростая задача, которая была поставлена перед каждым художником - участником выставки «Русская литература и Крым». Поэзия и живописность Таврических земель вдохновляла и продолжает вдохновлять и сегодня целые поколения художников и поэтов: от классиков отечественной литературы до наших современников; от академической живописи Ивана Айвазовского до вдохновенного импрессионизма Константина Коровина, от реализма Михаила Нестерова до футуризма Аристарха Лентулова.
Здесь, в Алупке, Александр Сергеевич Пушкин получил в подарок от графини Елизаветы Кса- верьевны Воронцовой древний сердоликовый караимский перстень - воспетый самим поэтом знаменитый талисман, оберегавший его до последних дней. Здесь он посетил Бахчисарай и, почувствовав вдруг нечто, - восхитился этим загадочным чем-то, и сумел передать в слове это восхитительное и колоритное что-то, и положил две розы в одну из чаш Бахчисарайского фонтана - чем и обеспечил на века паломничество к этому скульптурному памятнику.
Здесь Лев Николаевич Толстой во многом сформировал свое творческое видение - от увиденных страшных картин войны во время обороны Севастополя («Севастопольские рассказы») до гениального философского осмысления этой темы в романе «Война и мир». Лев Толстой гостил у графини Софьи Паниной и в последние годы своей жизни - тяжело больной русский гений приехал в Гаспру осенью 1901 года, где провел девять месяцев и несколько раз был при смерти - и в Ялту шли бесконечные телеграммы из всех стран мира: «Что Толстой?..» Именно здесь, у подножия апостольской крымской вершины Ай-Петри (Святого Петра) он и написал тогда своё знаменитое письмо Государю-императору, начинавшееся словами апостольского послания: «Любезный брат мой...»
Здесь юный и неизвестный поэт Сирин ловил на склонах редких бабочек и влюблялся в тенистых аллеях и ходил пешком с Южного Берега Крыма к древнему пещерному городу караимов Чуфут-Кале неподалёку от Бахчисарая, запросто останавливаясь на ночлег в уютных татарских деревнях. Владимир Набоков был здесь совсем юным и навсегда покинул Россию, отчалив от крымских берегов на судне «Надежда» 15 апреля 1919 года. Был он здесь недолго, но написал поэму «Крым» (1920) удивительно тонкую и точную по колориту, замечательный цикл ранних стихов о Крыме и каждый читатель, знакомый с творчеством гениального писателя, найдет отголоски крымских образов в творчестве Набокова - от рассказа «Машенька» до романов «Пнин» и «Другие берега».
Александр Грин создавал здесь свой романтически-возвышенный мир, сотканный из ветра, волн и парусов, а Осип Мандельштам, грустное и даже страшное стихотворение «Старый Крым» и критические статьи о превратном толковании в документальном советском кинематографе роли крымско- татарского народа в истории полуострова.
Максимилиан Волошин построил здесь дом, ставший не только удивительно творческим, но и спасительным местом для многих людей отечественной культуры в лихие времена, увлеченно и преданно писал Крым словом и кистью. Здесь, в Коктебеле у Макса Волошина, познакомились Марина Цветаева и Сергей Эфрон; здесь же придумал Волошин загадочную Черубину де Габриак, а в итоге стрелялся в столице с Николаем Гумилёвым...
Традиционно в отечественном литературоведении считается, что Михаил Юрьевич Лермонтов никогда не был в Крыму; однако же, существует литературная мистификация Павла Петровича Вяземского, опубликованная им в 1887 году в журнале «Русский архив» - письма французской поэтессы Адель Омер де Гелль. Согласно этому источнику, Лермонтов и Адель посетили имение Нарышкиных-Шуваловых в Мисхоре в 1840 году, где поэт написал стихотворное посвящение Адель на французском в знаменитом парке «Софиевка» под... березой. Береза в парке действительно росла, «Письма Адель» были написаны столь убедительно - с подробным описанием Симеиза, Алупки, Мисхора, - что современники приняли публикацию за чистую правду. В 1930-х годах «мисхорский миф» был развенчан, однако уже 1980-х годах рассматривается обоснованность мистификации Вяземского, в частности, биограф Лермонтова Эмма Герштейн высказывается о косвенных свидетельствах (письмах, дневниках) тайного появления Михаила Лермонтова в Мисхоре.
Так или иначе - захватывающих сюжетов и ярких образов на выставках «Русская литература и Крым» проекта «Портрет Российской Словесности» в московских литературных музеях было предостаточно. И каждый мог найти на выставках то, что дорого именно его сердцу и ассоциируется в первую очередь с Крымом: от традиционных пейзажей морского побережья до широкой панорамы Горного Крыма с холма Чуфут-Кале, от общеизвестных фактов из истории русской литературы до событии малоизученных. Вплоть до наших дней - когда в экспозиции предстали наши современники поэты, писатели и философы ДООС-цы, постоянные участники художественного проекта «Портрет Российской Словесности» с самой первой выставки: поэты Константин Кедров, Елена Кацюба и Маргарита Аль.
Серия графических листов «Только светом пишу» родилась из замечательного стихотворения Константина Александровича Кедрова. Когда я прочла его строки, тотчас зримо увидела в них технику исполнения портретов - рисование простым карандашом по чёрной бумаге, когда черный графит на чёрном листе вдруг отражает свет - и становится ослепительно белым, отливая то золотом, то серебром, в зависимости от угла падения света. Так были выполнены листы «Ещё ищи» - портрет Маргариты Аль, «Кедров среди кедров» - портрет Константина Кедрова, «Буква «И» с точкой» - портрет Елены Кацюбы.
Свет и тени давно потеряли друг друга
Все законы нарушив только светом пишу
Только светом а всё остальное натуга
Только светом им начал и им завершу
Константин Кедров
Первоначально же идея создать портреты этих поэтов пришла ко мне из созвучий стиха Маргариты Аль «Ищи», прочитанного ею на нашей выставке в 2015 году, когда из звуков и слов возник зрительный образ прибоя - набегающей и вновь уходящей волны:
ищи ищу ещё ищи ещё ищу ещё ищу
ещё ищу ещё ищу ещё ищу ещё ищу
невидимое станет видимым
Именно в этом и состоит смысл проекта «Портрет Российской Словесности»: в зримом сотворчестве современных поэтов и художников, мастеров слова и кисти, в поиске новых необычных форм воплощения и создании современного единого пространства зрительных и словесных образов. На сегодняшний день у нас много новых совместных проектов с поэтами литературного объединения ЛООС, а теперь уже - и с участниками фестиваля ЛИФФТ. Мы проводим авторские поэтические вечера, концерты; мастер-классы «Рисуем портрет поэта», когда современный художник рисует позирующего ему современного поэта; нами задумано несколько тематических рукотворных книг, где каждая страница создается в паре художник+поэт, но известной аналогии с рукотворными футуристическими книгами начала двадцатого века, когда книга становится арт-объектом и каждый лист в ней имеет музейную ценность.
В ноябре и декабре 2016 года художественный проект «Портрет Российской Словесности» представит в московских литературных музеях выставки «История государства российского в лицах», посвященные 250-летию Николая Михайловича Карамзина. Тема благодатна как для участников-художников, гак и для участников-поэтов и писателей. От портретного ряда деятелей культуры, литературы и искусства до портретного ряда облеченных властью правителей или же закоренелых бунтарей; от древних времен славян-язычников до наших современных достижений или же неурядиц. Мы приглашаем к участию художников, литераторов, всех творчески мыслящих людей России - мы всегда открыты для новых идей и встреч с яркими людьми. В ноябре и декабре будут непременно мастер-классы известных российских художников, будут авторские вечера поэтов и писателей России, и, возможно, что один из этих вечеров - будет именно Ваш...